irina_sbor (irina_sbor) wrote,
irina_sbor

Здесь были Ира и Аля. Грузия. День второй.

Утро 30 апреля 2015 года я встретила в распрекрасном настроении в уютной квартирке на улице Иоселиани в городе Тбилиси. Наступил второй день нашего путешествия по Грузии и Алина, верный товарищ, скомандовала – едем  в древнюю столицу Грузии, в Мцхету. Ехать решили на простом рейсовом автобусе, который отправляется от автовокзала Дидубе, рядом с метро Дидубе и рынком Дидубе.
            При слове «автовокзал» жизненный опыт рисует нам вполне определённую картину. Простую и ясную, не таящую подвоха.
            Мы вышли из метро, увидели рынок…. Автобусов не увидели… Тогда мы забыли нафиг логику, жизненный опыт и пошли по добрым людям. Посылаемые добрыми людьми,  мы внедрились в бесконечные овоще-фруктовые ряды  и там опять были посланы сто пятьдесят раз в самые разные стороны.  Путем мобилизации и концентрации всех умственных усилий мы таки нашли заветное место под названием «автовокзал», между торговыми рядами  и киосками, с трудом определили нужный автобус, ибо табличек в маршрутках не было, и поехали!

Да, Мцхета была прекрасна!
              Этот древний город, основанный аж  во второй половине 1 тысячелетия до нашей эры, своё второе рождение получил в период правления Саакашвили. Получив статус объекта культурного наследия ЮНЕСКО, Мцхета  отстроилась и  засверкала новой красотой. Глаза туристов ласкает  стилизованная старина – добротные дома,  покрытые черепицей, с  одинаковыми фасадами и оградами,  вымощенные камнем улочки, декоративные фонари.

Сердце Мцхеты и всей христианской  Грузии – Кафедральный собор Светицховели – символ духовного единства нации. Храм строился с 1010 г.по 1029 г.
Главная реликвия – захоронение  Св. Сидонии и Хитона Иисуса Христа.

Как и во всех грузинских храмах, внутри собора царит благоговейная тишина, полумрак,  абсолютная простота и доступность святынь. Заплывшие от множества свечей подсвечники, темные каменные стены, каменный пол…
              После сверкающей золотом  торжественной чистоты русских церквей некоторая неряшливость грузинских храмов мне отчего-то показалась милой, родной, как старый отчий дом.  Вот легендарный «Животворящий столп» над захоронением Св. Сидонии и Хитона Господня. Святыня величайшая, а выглядит простенько. И камушки обсыпались, местами почернело всё. Но почему-то чувствуются сквозь эту темноту  и слёзы человеческие и мольба…

Храм окружён крепостной стеной.  Во все времена собор служил местом коронования и усыпальницей для представителей царского рода Багратионов.
              Сегодня этот православный центр представляет собой красивый, благоустроенный комплекс, с дорожками, скамейками, сувенирными магазинчиками, церковной лавкой. Кстати, в грузинских храмах свечные лавки располагаются снаружи, не внутри храма. Очень много туристов. Но нет ощущения скученности, толпы. Среди светского люда то тут, то там мелькают черные рясы. Священники беседуют с прихожанами, звонят по телефону, читают газеты. И так всё это естественно и запросто, что очень хотелось подойти к батюшке и поговорить о жизни. Но я была в джинсах, без платка и это меня смущало… Как-то неловко было…

И что удивительно – такая территория, столько народа кругом и совсем нет охранников!
             Я поразилась и тут же решила с кем-нибудь поговорить об этом. Собеседница нашлась мгновенно. Пожилая дама, служащая  общественного туалета, охотно дала мне небольшое интервью.

- Охраны здесь нет, потому что она не нужна. Люди понимают, куда пришли и никаких проблем не возникает.
             Потом дама обрадовалась, что мы из России, сказала, что в Грузии сегодня живется тяжело, но… и тут она мне заговорщицки подмигнула:
- Мы своего выгнали, и у нас теперь все будет гораздо-гораздо лучше. Мы верим в это и знаем, что так будет! Поэтому и вы, когда  своего выгоните – у вас тоже пойдет все на лад!
Клянусь, я не имею ни малейшего представления, кого она имела ввиду!!!
             Дама еще много мне рассказала про ужасы правления Саакашвили. Сказала, что это был очень кровавый диктатор, который половину страны засадил в тюрьмы, заставлял пытать неугодных. Честно скажу – я не очень ей поверила…Понимала, что человек не врет, но чтобы уж совсем кровавый и чтобы уж пытки… Завершая эту тему, замечу, что все мои собеседники в Грузии отзывались о бывшем президенте страны плохо. Очень плохо. Не буду пересказывать все зверства Саакашвили. Но это заставило меня задуматься. Добрыми словами его вспомнила только одна женщина – официантка в грузинском ресторанчике. В Питере. Я разговорилась с ней и спросила:
- А почему вы в России, если Саакашвили такой хороший?
- Так получилось, - был лаконичный ответ.

Для закрепления впечатлений мы выпили по чашечке кофе. Почти в каждом доме этого обласканного туристами района Мцхеты  держится какой-то бизнес – кафе, винный погребок или отель. День был рабочий, но на улице около автомашин кучковались молодые грузины. Мелкие какие-то, суетливые.
            Более возрастные мужчины работали - предлагали услуги такси. Алина столковалась с одним водителем, и мы поехали к древней реликвии Грузии – к храму Джвари.
              Его видно с любого места Мцхеты. Вот он стоит на самом краю отвесной скалы, гармонично её завершая. Его построил в 7 веке грузинский царь на месте креста, который установила  Святая Нина. Оттого храм и носит название Джвари, что в переводе значит «крест».

Дорога пролегала вдоль живописных лугов и полей. И памятника Лермонтову. Памятник прекрасен, но очень загадочен. Кто автор? Когда был установлен? Молчит Яндекс. И Гуголь молчит. А я молчу тем более, только замечу – памятник смотрится великолепно и спасибо грузинам, что не покусились на его существование.

Как только мы отъехали, водитель включил музыку. Какую-то русскую попсу. Кстати, в Тбилиси музыка звучит везде – в магазинах, в кафе, на улицах. И почти вся – русская попса и немного англоязычных бормотаний. Грузинских песен мы не слышали.
             И вот мчимся мы по холмам Грузии,  и вопит нам в ухо уж не помню какой ласковый май или, прости Господи, Дима Билан.
- А  нет ли у вас что-нибудь грузинского? – осторожно поинтересовались мы.
- Есть, - удивился водитель.
- А можно нам послушать?
            Дяденька удивился еще больше и включил грузинские народные песни.
              Что вам сказать…
В сундуке моих самых любимых воспоминаний, в шкатулочке с надписью «Грузия» лежит этот теплый солнечный день, дорога, петляющая среди зеленых долин и холмов, и протяжное прекрасное грузинское трехголосье.

Около храма продавали сувениры. Я выбрала магнитик у высокого статного грузина, и уж так он мне понравился (мужчина, не магнитик), что не пристать к нему я не могла.
            Так мы познакомились и разговорились.
              Моего нового знакомого зовут Ираклий. А жена у него украинка, хотя на самом деле любит он сибирячек. В СССР было хорошо, считает Ираклий, все работали, жили дружно.
- Почему в Тбилиси такая грязнотища на улицах? - спросила я, - Обидно, ведь город красивый!
- Обидно, - согласился Ираклий, - так городские совсем обленились, работать не хотят совсем, отвыкли работать. Люди забыли, что такое труд.

На прощание попросила разрешения сфотографироваться с ним. Ираклий подбоченился и снял шапку с головы.
- Вы что, - вскрикнули мы с Алиной, - в шапке, обязательно в шапке!

А потом мы долго сидели и смотрели вниз. А там Кура сливается с Арагвой. Почти Пушкин.
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,

Или Лермонтов.
Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь

Хотя, если честно, купаясь в этом воздушном просторе, я стихи не вспоминала, я лениво
думала всякую фигню…Что-то типа -  как человеку необходимо это солнце, это небо, этот воздух, как мы там на севере живем, как вообще может жить человек без  желто-синего купола над головой? И как жалко, что нельзя сидеть здесь вечно…а так бы пожить хоть недельку….короче, всякая фигня, не соответствующая уникальности момента.

Потом мы зашли в Храм. В центре  возвышение, на котором стоит крест. Говорят, что это каменное возвышение существенно древнее самого храма и сохранилось чуть ли не со времен Святой Нины. Батюшка служил молебен, по-моему. Поэтому ходить  по храму я не стала, чтобы не нарушать молитвенный покой и сосредоточенность. Сделала кривой и косой снимок, по-тихому…

Возвращаясь в Мцхету, мы попросили водителя остановить нас в монастыре Самтавро.
                Сегодня это комплекс из Самтавро-Преображенской церкви и женского монастыря Святой Нины, расположенный при слиянии рек Мтквари и Арагви. Это один из старейших монастырей, его построили в 11 веке. Здесь жила и проповедовала Святая Нина.
                И вот здесь еще одно лирическое отступление. В грузинских храмах удивляют открытые настежь двери храма. В прямом и переносном смысле слова. В храмах целый день много людей -  дети, мужчины, молодежь. Может быть не так чисто, как в православных, и подсвечники, зачастую, заплыли от многочисленных свечей. Но видно, как люди осознанно приходят к Богу, как сосредоточенны их лица. Мы не были на богослужении, но в перерывах между службами видели, как батюшки разговаривают с прихожанами. Везде! В храме, на улице – везде можно было встретить беседующих священника и мирянина. Картина для меня диковинная. Православного священника в России вне храма редко когда увидишь.

Покинув Самтавро, мы вдруг поняли, что заблудились и не знаем, где искать автобусную остановку. Огляделись – людей вокруг не было, но на дороге стояла полицейская машина. Один инспектор вышел из машины и разговаривал с водителем какой-то легковушки, второй сидел в машине и что-то писал.
               Тут я сделала стойку и решительно направилась к полицейским. Дело в том, что гуляя по просторам интернета, я начиталась похвалы в адрес грузинской полиции, и вот  представился случай это проверить.
              Я подошла к автомобилю и заглянула в открытое окно. И начала предельно любезно.
- Извините, пожалуйста, мы приехали к вам в гости и заблудились. Не подскажете, где остановка автобуса в Тбилиси?
- Минуточку, - сказал инспектор и отложил в сторону блокнот и ручку.
- Да-да, пожалуйста, - я закивала головой.
- Минуточку, - еще раз повторили полицейский, и застегнул верхнюю пуговицу рубашки.
- Да-да, пожалуйста, - уже заинтересованно продолжала я кивать головой.
- Минуточку, - полицейский надел на голову фуражку, решительно распахнул дверь машины и вышел.

Я отскочила в сторону и уже во все глаза ждала продолжения. Полицейский при полном параде вытянулся передо мной, как перед генералиссимусом всепланетных войск и сказал:
- Я слушаю вас!

Честно, я даже забыла, что я хотела!!!
Конечно, мы получили самый точный и самый вежливый посыл в нужное направление, но хорошо, что рядом была Алина. Потому что я была не в состоянии что-нибудь запомнить – настолько велико было моё потрясение!

Возвращаясь домой, мы накупили зелени, сыру, хачапури, я мысленно смирилась с допитием купленного накануне коньяка…Но случилось неожиданное.
                Хозяйка Маринэ, узнав, что я собралась пить какую-то гадость, пригласила нас в гости на чачу и фрукты.
                И этот вечер, проведенный в семье Маринэ, я не забуду никогда. Потому что отвыкли мы от простоты и искренности в отношениях. Потому что мы пили чачу под  тост «За мир и дружбу между Россией и Грузией» и произносили это чуть не со слезами на глазах – такое проникновенное чувство любви друг к другу возникло у нас в этот вечер…
                 Маринэ, её сын, её старенькая мама – чужие нам люди, быть может мы и не увидимся  больше никогда – тем удивительнее была эта атмосфера встречи близких друзей после долгой разлуки…
                 В маленькой тесной квартирке мы говорили о советском прошлом и о самостийном настоящем, хохотали над общими шутками и вытирали слёзы над общей бедой. Мы очень похожи. Поэтому нам так легко и радостно было разговаривать друг с другом. Маринэ рассказала о себе, и мы не уставали удивляться её стойкости и неистребимой вере в высшую мудрость жизни, в Бога.
                Для меня теперь, грузинский народ – это, конечно, Маринэ - женщина, мать…Как в детстве был «Отец солдата» - олицетворение грузин, так сейчас Маринэ. История её жизни полна драматизма и нечеловеческих страданий…Но я не имею права об этом писать. А если она прочитает эти строки, я хочу еще раз сказать спасибо  и пожелать её семье спокойной тихой гавани после стольких бурь и ураганов.
                Я надеюсь, что смогла передать атмосферу этого чудного вечера, уникального, эмоционально высокого и невероятно чистого. Спасибо, Маринэ!
Так прошёл наш второй день в славной стране Грузии.

Tags: #Грузия, #Мцхета, Грузия, Мцхета
promo irina_sbor october 12, 2015 23:30 1
В Питер поехали на электричке. В дороге восхищались чистотой и уютом пролетающих платформ и станций. Не все деньюшки, однако, осели в шубохранилище, что-то и на железную дорогу накапало. Быстро добрались до «Счастливого Пушкина». Он, Пушкин, был счастлив по-прежнему. Только…