Вместе отвоевывали землю от воды, противостояли стихии, строили город.
По-соседски делили дома, дворы, улицы. Конюшни и квартиры прижимались друг к другу, манежи и дворцы щеголевато украшали площади и набережные. Променад на Невском…
Кто красивее? Люди или лошади?
С императорами, красноармейцами, укротителями…

Проблема натёртых элементов, как остроумно выразился один экскурсовод, сейчас в Петербурге стоит остро.
Граждане с остервенением бросаются натирать всё, до чего дотягиваются шаловливые ручонки.
Барельефы постамента памятника прадеду от правнука не стали исключением.
Трут. Хоть и высоко. Подпрыгивают. Стараются.
Специалисты осуждают эту маниакальную страсть. Она портит металл памятников.

А я представляю как ночами, нет, не белыми, а самыми чёрными, глухими, безлюдными, Медный конь, уложив медного всадника отдыхать, идёт тяжёлой поступью по городу, собирая соратников.
Идут кони Петербурга по местам, где когда-то, давным-давно, они жили, тянули телеги, возили экипажи, выполняли манежные фигуры…

Могучий императорский авангард – кони Медного всадника, императора Петра I у Михайловского замка, императора Александра III у Мраморного дворца, императора Николая I на Исаакиевской площади.

Уж извините. Из песен слов не выкинешь, величие готовому памятнику не придашь.
Лошадка маловата оказалась. Да и сам Суворов с сабелькой не гигант. Ну, какой есть, такой есть. Уложив Суворова отдыхать на лужайке у музея Суворова, лошадка Суворова присоединяется к братьям.
А уж за ними кони Клодта.
Белоснежные - со стен цирка Чинизелли, черные - от дома на Коломенской.

А с ними многочисленные кони барельефов, фриза манежа Мраморного Дворца, медальонов и гербов.
Длинной кавалькадой, но без всадников, сходят лошади со стен домов и выстраиваются вдоль улицы.

Этот корпус со следами былой красоты расположен напротив Мраморного Дворца.
Много раз я сидела в скверике у дворца, разглядывала памятник императору Александру, но никогда не оглядывалась назад и не видела красоту и изящество здания, изрядно побитого временем.
Здесь когда-то был манеж. Поэтому здание украшают медальоны с изображениями лошадиных голов под окнами второго этажа и огромный фриз длиной почти 70 метров, высотой около двух метров. Барельеф «Служение лошади человеку».
Его выполнил А. П. Брюллов по рисункам П. К. Клодта.

А эта великолепная квадрига живет на Садовой.
Легка, стремительна, изящна. Несётся замершим полётом над парадной дома.
В моём воображении именно эта четверка лошадей замыкает шествие коней по ночному Петербургу.
Потому что опекает маленького кентавра, живущего на ступенях киноцентра «Родина».

Кентаврёнок ещё маленький, ещё может отстать или отбиться.
Туда, где манежи, конюшни, оставшиеся в живых после революций и перестроек, напоминают о другом времени. Когда люди и лошади жили вместе.
В Петербурге 21 века таких мест осталось совсем мало.
Один из заповедников былой лошадиной славы, и это забавно сейчас звучит - театр балета им. Якобсона.
Театр живёт в бывшем комплексе построек Главного управления государственного коннозаводства и Санкт-Петербургской аукционной конюшни. На улице Маяковского.

В этом выводном манеже 1905 года рождения сейчас трудятся у станка тонкие нежные балеринки.
Раньше здесь показывали свою стать породистые скакуны, привезённые со всей страны.
Теперь стать показывают балерины.

Вид совсем некомильфо.
В конюшне сейчас размещены репетиционные залы. Живём на контрастах.
Возможно, это будоражит творческий потенциал.
И сейчас в бывшей конюшне молодые балеринки с молодыми танцорами крутят фуэте.
Двор на Миллионной.
И здесь осталось ещё не убитая временем память о конюшне.


фото из Интернета
Кентавру некогда. У него амур.
Вечный.
110 лет уже длится.
И упускать его из сильных рук не стоит. Убежит!

Особняк генерала С.Н. Чаева в стиле модерн украшают несколько рельефных панно и крупный фриз с изображением всадников. Особняк не только очень красив, он удивителен.
В нём располагается обычная стоматологическая клиника.
Как пришли в 1926 году в этот дом зубные врачи, так и работают там без перерыва. 90 лет.
Любой желающий заходи, лечи зубы, любуйся на красоту.
Вот такой экскурс в мир коней Петербурга совершили мы благодаря сосновоборскому экскурсионно-туристическому центру «Компас 47».
«Кони Петербурга» - авторская экскурсия Елены Чичиндаевой.
На мой взгляд, этот формат путешествий вышел за рамки традиционных экскурсий «галопом по Европам» и представляет собой некий симбиоз лекции и пешеходных прогулок.
Огромная предварительная подготовка, изучение документов, архивов, художественной литературы, безупречное изложение и личная заинтересованность в теме дали возможность Елене погрузить нас в мир удивительный и странный.
Люди редко забредают на его просторы! А у нас получилось «пробить» толщу веков и заглянуть в былое величие.
Здесь необходимо отметить, что креативный ум специалистов сосновоборского «Компаса 47» заботится не только о нашей духовной пище, но и о материальной. Елена устроила нам обед… в кафе рядом с бывшим манежем для скаковых лошадей!
В центре Петербурга.
На набережной Крюкова канала в доме сенатора Половцова.
Былое величие и красота этого особняка сохранилась благодаря студии документальных фильмов, которая почти 60 лет жила в этом доме.
После большой реставрации и ремонта в 2012 году здесь открылся культурный центр.

В бывшем манеже проходят кинопоказы, лектории, встречи, концерты.
В холле работает небольшое кафе, которое так и называется ЛенДок.
Интерьер кафе украсило имущество Ленинградской студии документальных фильмов – кофры, штативы, кинокамеры…
Когда мы зашли в кафе, за столиком демонстративно скучала девица …

Это была фотосессия.
Еду не фотографировала, и описывать её не буду.
Скажу, что кухня в ЛенДоке хорошая, поэтому смело можно зайти и пообедать.
Внимательно рассмотреть лошадей на барельефе и попытаться представить времена, когда кони и люди жили вместе, в одном городе, в одном пространстве…

Journal information