irina_sbor (irina_sbor) wrote,
irina_sbor
irina_sbor

Щелкунчик. Любовь моя

На Щелкунчика я «подсела» мгновенно. И очень плотно.
Неожиданно для себя.
Конечно, этот балет Чайковского я знала с пелёнок.
Знаменитое па-де-де Максимовой и Васильева, как и  танец маленьких лебедей  всё моё детство украшали экран телевизора.
Но особого пристрастия  к этой музыке я не испытывала. Почему-то.
Ну, сказка. Ну, любовь. Ну, снежинки роем летают, мыши галопом бегают.
Пока не пошла в Мариинку.




И пошла-то, честно говоря, не от большой любви к Щелкунчику, а из уважения к культурному наследию нашей страны.
Должна же я хоть один раз посмотреть Щелкунчика на сцене?
Посмотрела.
И пропала.
Бывает так иногда.
Бывает, что я попадаю в плен одной картины, одной книги, одного композитора.
Это бывает редко, но очень крепко.
Так я попала в плен балета «Щелкунчик». Навсегда? Видимо, да. И я не жалею об этом.

В Мариинке я смотрела «Щелкунчика» в классической постановке  балетмейстера Василия Вайнонена. Спектакль играли учащиеся Вагановского хореографического училища. На сцене было полно детей. В зале было полно детей.
И я с восторгом окунулась в эту волшебную зимнюю сказку, поставленную с невероятным размахом и изяществом. Знаменитый русский  театр превзошёл сам себя в богатстве декораций и костюмов!
Дети, открыв рот, смотрели на сцену! 
А я… смахивала слёзы… Мне было невыносимо грустно, печально, щемящее одиноко…
Старая добрая сказка. И музыка, знакомая с детства. И ничего нового…Что случилось?




Вернувшись домой, я с маниакальным упорством смотрела все постановки великого балета.
Я посмотрела «Щелкунчика» с Нуриевым и с Барышниковым.
Я посмотрела телевизионные версии балета и мультипликационный фильм.
И вдруг совершенно очевидно поняла, что это музыка не сказочной радости, как я  думала раньше.
Она очень тревожная.
Очень грустная.
Иногда трагичная до слез.
Почему? Что оплакивают скрипки и флейты в этой сказочной истории о счастливой любви?
Наверное… наши утраченные иллюзии, несбывшиеся мечты…
Мы жаждем романтичной любви, захватывающей борьбы, оглушительных побед, неземных наслаждений, невероятных  путешествий.
Да хоть  крохотной сабелькой, но побороться с самим Мышиным Королем!
Хоть в старом башмаке, но прилететь во Дворец сластей Конфитюренбурга.
И сидя на королевских тронах с наслаждением любоваться танцами заморских гостей.
И любить! И быть любимой! И взлетать над землей, укутанной снегом! Выше взлетать, ещё выше!
Эта сказка так заманчива, так сладостно прекрасна!
И вдруг… наступает утро….
И пробуждение от сна.
И земное притяжение плющит.
И Принц  превращается в смешную деревянную куклу.
И нет никакого Конфитюренбурга  и мамаши Жигонь.
А есть одни мыши… Везде!
Действительность  грустна и  безотрадна… Всё было сном. Все были сном. Исчезли любовь и борьба и приключения.
Поэтому стонут скрипки и рыдают флейты.
От невозможности вернуться в сон и остаться там навсегда. От необходимости жить своей простой и ни разу не волшебной жизнью…



Пересмотрев множество постановок  знаменитого балета, я  попробовала посмотреть последнюю версию 2001 года, поставленную в Мариинском театре Санкт-Петербурга.
Скандальную версию.
Имевшую оглушительный… резонанс.
Балетмейстер Кирилл Симонов, декорации, костюмы, либретто, постановка — Михаил Шемякин.
Увиденное по интернету действо произвело на меня резко отталкивающее впечатление и я, не досмотрев до конца, решила, что шемякинского Щелкунчика никогда смотреть не буду…
Ну, никогда не говори «никогда».
Любопытство взяло вверх.
И я поехала в Мариинку на шемякинского Щелкунчика.
Конечно, это не балет в чистом виде. Это шоу с элементами балета.
Эпатажное шоу.
Странное шоу, в котором от волшебной сказки не осталось ничего. Осталась история девочки Маши и её деревянной куклы, показанная в странных и порой жутковатых костюмах и декорациях Михаила Шемякина.
Но…почему-то смотрела я это новаторство с интересом!
Мне не было скучно!
И не было противно!
Что-то новое и трагичное открывалось мне в этих загадочных звуках.
Да, Чайковский создавал музыку для сказочного балета. Но наполнил её совсем не сказочным смыслом.
А Шемякин только усилил этот жутковатый подтекст. Причем в самых неожиданных местах.
Невинный вальс снежных хлопьев по Шемякину выглядит как фрагмент фильма ужасов…
Ладно, снежинки в черных пачках.
Но чтобы хор вышел на сцену в образе душ умерших детей!
Всё неправильно, всё не так, всё не сказочно…но, попадая в плен гениальной музыки и странной фантазии художника, даже эта фантасмагорическая  сцена смотрится с интересом.



А вспомнила я об этом загадочном музыкальном шедевре, потому что сегодня исполняется ровно 125 лет со дня премьеры балета.
6 (18) декабря 1892 года в Мариинском театре  Санкт-Петербурга состоялась премьера балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.
И это было последнее представление композитора, которое ему довелось увидеть на сцене Мариинского театра.
Из всех постановок «Щелкунчика» для меня самым нежным и романтичным остался балет, поставленный в 1966 году балетмейстером Юрием Григоровичем.
Главные партии исполняют Екатерина Максимова и  Владимир Васильев.
Идеальная пара.
Идеальные танцоры.
Идеальная музыка.
Ничего лучше никто ещё не создал.
Время жестоко. Но счастье, что осталась телеверсия этого спектакля.
Танец феи Драже в исполнении Екатерины Максимовой – это маленький шедевр.
Его повторить нельзя. Не потому что эта партия сложна технически.
Никто не сможет повторить улыбку Максимовой, её наклон головы и взмах руки.




Вот собственно и всё.
Кстати, когда я осознала, что музыка к «Щелкунчику» это и печаль и боль, я подумала, а хорошо, что всё это происходит зимой.
Да, запечалился, всплакнул о своих утраченных надеждах и вышел на улицу, в морозец, в снежок, в белый иней.
А на морозе слезы и сопли особо не попускаешь – замёрзнут.
Поэтому.
Собрался в кучу и живи дальше. До весны.
А там солнце пригреет и все слёзы высохнут сами собой.


Tags: #любимое, любимое
Subscribe

Posts from This Journal “любимое” Tag

  • Топчик баба

    А вот одна тётенька узнала, что ей муж изменил. Она, естественно, расстроилась. А так как это был её уже четвертый законный муж, она грустно…

  • Как, неужели он и протопопше строил куры?

    Недавно я в очередной раз к творчеству Николая Васильевича припала. Гоголя. Бессмертным Чичиковым насладилась. Дамами, приятными во всех…

  • Женский клуб

    Недавно наш Салон на колёсах решил впервые собраться за одним общим столом и поговорить о вечном. И мы собрались. 12 прекрасных женщин,…

promo irina_sbor february 9, 09:12 52
Buy for 10 tokens
Художественное произведение, основанное на реальных событиях, в четырёх частях с эпилогом. Мы познакомились с Ксюхой в ресторане. Как сейчас помню, решили мы с мужиками премию отметить. Час, наверное, уже сидели, когда она зашла в зал. С тремя подружками. Да я её сразу заметил, конечно, не…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 76 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →