irina_sbor (irina_sbor) wrote,
irina_sbor
irina_sbor

Жаворонок на Фонтанке

Он спокойно сидит на краю скамейки и спокойно читает свою книгу.  Прикрываясь зонтом от невидимых бурь и гроз…
Начищенный нос тускло блестит в свете вечерних фонарей…
Он не сопротивляется, когда замороченные трендами люди трут его нос, загадывая желания. Пусть…
Люди слабы. Они очень слабы, они всего боятся, они верят в какие-то чудеса.
Но странное дело… Они не видят чуда, когда оно происходит рядом с ними. Они не замечают его.
А если увидят, начинают бояться.
Люди не только слабы, но и слепы. И очень трусливы. Пусть…
Не всем же быть Жаворонками.
Ангел терпеливо перевернул страничку книги.

А на самом деле...Петербургский ангел только делает вид, что читает книгу.
А на самом деле он терпеливый Ангел-хранитель Молодёжного театра.
Да, вот так сидит на скамейке и оберегает. Всяк в театр входящего…
И всяк в театре играющего…




Среди всех питерских театров Молодёжный на Фонтанке для меня стоит особняком.
Театр безупречного вкуса – так я называю его.
В нём нет пошлости и маниакального желания потрафлять  зрителю.
Или ошарашить его новыми формами.
Спектакли Молодёжки не опускаются до уровня обывателя. Спектакли Молодёжки всегда на ступеньку выше.
И тут обыватель сам стоит перед выбором – либо ему подняться на эту ступеньку и встать рядом с актёрами, став выше.
Либо проспать все действия и уйти недовольным, понимая, за тобой не побегут и танцы с бубнами не устроят.

Поэтому, всякий раз приезжая в Молодёжный театр на Фонтанке, я стараюсь подняться на ступеньку выше.
Да, я всегда стараюсь встать рядом с актёрами.

На  «Жаворонка» меня пригласила шестнадцатилетняя девушка. Она уже видела этот спектакль. И жизнь её резко разделилась на два периода. Один – до «Жаворонка». Второй – после.
И в этой новой жизни встречи с Жанной д’Арк, героиней пьесы  французского драматурга Жана Ануй, стали для девушки необходимостью.
Такое бывает. Иногда. Очень редко.
Бывает, что в шестнадцать лет девушка мечтает не о мальчиках, новых гаджетах, тусовке в ночном клубе…
Она мечтает ещё и ещё раз увидеть Жанну, услышать её голос, заглянуть в её глаза…


Жанна д’Арк - Регина Щукина
фото из интернета

На мой взгляд, это наивысшая оценка актёрам и режиссеру.
Это тот идеал, к которому театр стремится.
Это тот зритель, ради которого всё на сцене – пот, слёзы, крики и хрипы надорванных связок.
Всё происходящее на сцене уходит в это распахнутое девичье сердце, которое принимает и с восторгом и с благодарностью мир, созданный театром.
Мир «Жаворонка» создавался в первую очередь главным режиссёром театра Семёном Спиваком и бессменной исполнительницей главной роли Жанны д’Арк Региной Щукиной.

История орлеанской девы разворачивается перед зрителями на расстоянии вытянутой руки.
Да, спектакль идет на малой сцене театра, в небольшом зале.
Актёры играют в метре от зрителей первого ряда, на одном уровне с ними, что создает невероятный эффект присутствия.
Мы сидели на первом ряду, и я могла заглянуть в глаза актёру.
Не буду в подробностях описывать это впечатление…
Да его и не описать! Надо просто заглянуть в глаза актёру…
И прочувствовать всей кожей, каждым нервом камерную атмосферу небольшого театра, где рождаются самые возвышенные  чувства.
И эту звенящую тишину в паузах, когда и зрители, и актёры, словно оглушенные величием настоящих человеческих ценностей, замирают в страхе шевельнуться…

Где-то там, за стеной, нет, не просто за стеной, а в совершенно другом, каком-то параллельном мире, люди орут, злятся, поклоняются деньгам, жаждут денег, предают и убивают из-за денег…
А здесь, в этом реальном мире крохотного театрального зала говорят о чести, о совести, о величии духа, о любви к родине.
О том, что не страшно быть не похожим на всех.
О том, что если тебя позовут – надо идти и спасть мир. И не бояться. Хотя конечно, все люди испытывают страх. Это нормально.  Но надо уметь его побеждать.
Как? А просто…
И учит побеждать страх и спасать мир не Супермен, не Человек-паук или Джедай с волшебным мечом.
Учит простая девчонка. Такая же, как дочь моих друзей. Как мои студенты.
Юная, романтичная, смешливая пугливая…
Но, не знающая компромиссов.
Не знающая слов «толерантность», «терпимость».
И в финале свое короткой, но ослепительной, как солнечный луч жизни, принимающей страшное решение.

«Так вот, беру все на себя, Господи! Все беру на себя!
Возвращаю тебе Жанну такую, как она есть и какой останется навсегда!
Зови своих солдат, Варвик, зови своих солдат, слышишь, зови быстрее!
Отказываюсь от отречения, отказываюсь от женского платья, их костер не пропадет зря, наконец-то и у них будет праздник!»
(Жан Ануй. "Жаворонок")

Она выбирает смерть.
Зачем?
Это никак не может понять человек 21 века, живущий среди размытых понятий о добре и зле, среди путаницы в определении человеческих ценностей, в атмосфере тотальной толерантности и терпимости ко всему! Ко всему!
Зачем ты противишься, Жанна? Да одень на себя это женское платье. Возьми в руки спицы и вяжи носки. А в душе ты будешь – воин! В душе ты будешь защитником Отечества и земли французской. В душе! Никто от тебя этого не отнимет. Но никто этого и незаметит...
Только смирись…

фото из интернета

Финал совершенно бескомпромиссный. И безжалостный. Как пламя костра.
И эта бескомпромиссность восхищает и вызывает слёзы.
И плачет шестнадцатилетняя девушка, впитывая в себя новый и совершенно другой мир. Плачет её юная неопытная душа, столкнувшись с душой  другого измерения.
И становится рядом. И становится выше. Потому что иначе не может.

...........................................................


Спектакль «Жаворонок» идет на сцене Молодёжного театра почти 17 лет.
И 24 декабря 2017 года, даже трудно представить в который раз,  за полчаса до начала спектакля через главный вход в фойе театра входит режиссёр Семён Спивак.
Улыбается и здоровается  с дежурными администраторами. Со всеми зрителями, узнавшими режиссёра.
А после спектакля выходит на сцену, благодарит рукопожатием всех актёров и поклон зрителям.
Тем, кто сделал выбор и стал на ступеньку выше.
Вместе с актёрами и режиссёром.
Занавес.

Tags: #Санкт-Петербург, #театр, Санкт-Петербург, театр
Subscribe

Posts from This Journal “Санкт-Петербург” Tag

  • А не отправиться ли нам в нумера?

    Отдыхать надо с чувством, с толком, с расстановкой! Вот в нашей далекой молодости можно было налопаться каши гречневой с тушёнкой, отбить все бока…

  • Санкт-Петербург. Свидание с метелью

    - Вот это да! У вас в отеле Нагиев останавливался? – я внимательно рассматривала фотографии VIP постояльцев отеля. - Нагиев? Он наш хозяин.…

  • Случай в монастыре

    - Здравствуйте! Простите за беспокойство, а вы не очень торопитесь? – перед нами стояла средних лет монахиня с приветливым лицом. - Нет, не…

  • Тарелка. Опознанная и не летающая

    Сиреневого вида вымя (по образному предположению elshanec), которым я завершила вчерашний рассказ про Петропавловскую крепость, это…

  • Чувства в деталях

    Конечно, Петербург - город многоликий. И многоликость эта видна на улицах и площадях, заполненных гудящей человеческой толпой. Но в Питере много…

  • Мысли о крепости

    Мне очень нравятся тайны и легенды, окутывающие Петропавловскую крепость. И я совершенно нахально верю, что если сесть на лавку в центре соборной…

promo irina_sbor march 3, 22:09 20
Buy for 10 tokens
Первое, что я увидела в открытую дверь нашего номера - рояль. Большой. Коричневого цвета. - Что это? – тупо спросила я у администратора отеля, словно не знала, что это рояль. Администратор ласково улыбнулась и зашла с нами в номер. И тут я увидела огромную двуспальную кровать, которая на две…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 60 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →