Он спокойно сидит на краю скамейки и спокойно читает свою книгу. Прикрываясь зонтом от невидимых бурь и гроз…
Начищенный нос тускло блестит в свете вечерних фонарей…
Он не сопротивляется, когда замороченные трендами люди трут его нос, загадывая желания. Пусть…
Люди слабы. Они очень слабы, они всего боятся, они верят в какие-то чудеса.
Но странное дело… Они не видят чуда, когда оно происходит рядом с ними. Они не замечают его.
А если увидят, начинают бояться.
Люди не только слабы, но и слепы. И очень трусливы. Пусть…
Не всем же быть Жаворонками.
Ангел терпеливо перевернул страничку книги.
А на самом деле...Петербургский ангел только делает вид, что читает книгу.
А на самом деле он терпеливый Ангел-хранитель Молодёжного театра.
Да, вот так сидит на скамейке и оберегает. Всяк в театр входящего…
И всяк в театре играющего…
Среди всех питерских театров Молодёжный на Фонтанке для меня стоит особняком.
Театр безупречного вкуса – так я называю его.
В нём нет пошлости и маниакального желания потрафлять зрителю.
Или ошарашить его новыми формами.
Спектакли Молодёжки не опускаются до уровня обывателя. Спектакли Молодёжки всегда на ступеньку выше.
И тут обыватель сам стоит перед выбором – либо ему подняться на эту ступеньку и встать рядом с актёрами, став выше.
Либо проспать все действия и уйти недовольным, понимая, за тобой не побегут и танцы с бубнами не устроят.
Поэтому, всякий раз приезжая в Молодёжный театр на Фонтанке, я стараюсь подняться на ступеньку выше.
Да, я всегда стараюсь встать рядом с актёрами.
На «Жаворонка» меня пригласила шестнадцатилетняя девушка. Она уже видела этот спектакль. И жизнь её резко разделилась на два периода. Один – до «Жаворонка». Второй – после.
И в этой новой жизни встречи с Жанной д’Арк, героиней пьесы французского драматурга Жана Ануй, стали для девушки необходимостью.
Такое бывает. Иногда. Очень редко.
Бывает, что в шестнадцать лет девушка мечтает не о мальчиках, новых гаджетах, тусовке в ночном клубе…
Она мечтает ещё и ещё раз увидеть Жанну, услышать её голос, заглянуть в её глаза…
Жанна д’Арк - Регина Щукина
фото из интернета
На мой взгляд, это наивысшая оценка актёрам и режиссеру.
Это тот идеал, к которому театр стремится.
Это тот зритель, ради которого всё на сцене – пот, слёзы, крики и хрипы надорванных связок.
Всё происходящее на сцене уходит в это распахнутое девичье сердце, которое принимает и с восторгом и с благодарностью мир, созданный театром.
Мир «Жаворонка» создавался в первую очередь главным режиссёром театра Семёном Спиваком и бессменной исполнительницей главной роли Жанны д’Арк Региной Щукиной.
История орлеанской девы разворачивается перед зрителями на расстоянии вытянутой руки.
Да, спектакль идет на малой сцене театра, в небольшом зале.
Актёры играют в метре от зрителей первого ряда, на одном уровне с ними, что создает невероятный эффект присутствия.
Мы сидели на первом ряду, и я могла заглянуть в глаза актёру.
Не буду в подробностях описывать это впечатление…
Да его и не описать! Надо просто заглянуть в глаза актёру…
И прочувствовать всей кожей, каждым нервом камерную атмосферу небольшого театра, где рождаются самые возвышенные чувства.
И эту звенящую тишину в паузах, когда и зрители, и актёры, словно оглушенные величием настоящих человеческих ценностей, замирают в страхе шевельнуться…
Где-то там, за стеной, нет, не просто за стеной, а в совершенно другом, каком-то параллельном мире, люди орут, злятся, поклоняются деньгам, жаждут денег, предают и убивают из-за денег…
А здесь, в этом реальном мире крохотного театрального зала говорят о чести, о совести, о величии духа, о любви к родине.
О том, что не страшно быть не похожим на всех.
О том, что если тебя позовут – надо идти и спасть мир. И не бояться. Хотя конечно, все люди испытывают страх. Это нормально. Но надо уметь его побеждать.
Как? А просто…
И учит побеждать страх и спасать мир не Супермен, не Человек-паук или Джедай с волшебным мечом.
Учит простая девчонка. Такая же, как дочь моих друзей. Как мои студенты.
Юная, романтичная, смешливая пугливая…
Но, не знающая компромиссов.
Не знающая слов «толерантность», «терпимость».
И в финале свое короткой, но ослепительной, как солнечный луч жизни, принимающей страшное решение.
«Так вот, беру все на себя, Господи! Все беру на себя!
Возвращаю тебе Жанну такую, как она есть и какой останется навсегда!
Зови своих солдат, Варвик, зови своих солдат, слышишь, зови быстрее!
Отказываюсь от отречения, отказываюсь от женского платья, их костер не пропадет зря, наконец-то и у них будет праздник!»
(Жан Ануй. "Жаворонок")
Она выбирает смерть.
Зачем?
Это никак не может понять человек 21 века, живущий среди размытых понятий о добре и зле, среди путаницы в определении человеческих ценностей, в атмосфере тотальной толерантности и терпимости ко всему! Ко всему!
Зачем ты противишься, Жанна? Да одень на себя это женское платье. Возьми в руки спицы и вяжи носки. А в душе ты будешь – воин! В душе ты будешь защитником Отечества и земли французской. В душе! Никто от тебя этого не отнимет. Но никто этого и незаметит...
Только смирись…
фото из интернета
Финал совершенно бескомпромиссный. И безжалостный. Как пламя костра.
И эта бескомпромиссность восхищает и вызывает слёзы.
И плачет шестнадцатилетняя девушка, впитывая в себя новый и совершенно другой мир. Плачет её юная неопытная душа, столкнувшись с душой другого измерения.
И становится рядом. И становится выше. Потому что иначе не может.
...........................................................
Спектакль «Жаворонок» идет на сцене Молодёжного театра почти 17 лет.
И 24 декабря 2017 года, даже трудно представить в который раз, за полчаса до начала спектакля через главный вход в фойе театра входит режиссёр Семён Спивак.
Улыбается и здоровается с дежурными администраторами. Со всеми зрителями, узнавшими режиссёра.
А после спектакля выходит на сцену, благодарит рукопожатием всех актёров и поклон зрителям.
Тем, кто сделал выбор и стал на ступеньку выше.
Вместе с актёрами и режиссёром.
Занавес.
Journal information