irina_sbor (irina_sbor) wrote,
irina_sbor
irina_sbor

«Болеро» Равеля. Размышления дилетанта

«Болеро» Равеля всегда оказывает на меня гипнотическое воздействие.
Как кобра перед флейтой факира замирает и начинает раскачиваться, впадая в транс, так и я замираю при первых звуках "Болеро" и впадаю в приятное оцепенение с нарастанием странного внутреннего беспокойства и неосознанного волнения.
И пытаюсь прорваться куда-то вверх, преодолевая упорное сопротивление  равнодушно-тяжёлого столба атмосферного давления…
И в финале произведения, на волне многоголосого крещендо, я, наконец,  улетаю со свистом ввысь…
И тишина.
А в голове размеренно и чётко продолжают отбивать ритм барабанные палочки.





Оказалось, не я одна такая впечатлительная.
Оказалось, что о паралитическом воздействии музыки Мориса Равеля говорят многие.

«Болеро» приобрело особую популярность из-за «гипнотического воздействия неизменной множество раз повторяющейся ритмической фигуры, на фоне которой две темы также проводятся много раз, демонстрируя необычайный рост эмоционального напряжения и вводя в звучание всё новые и новые инструменты»
(А. Майкапар)

Эта неизменная, много раз повторяющаяся ритмическая фигура приводит меня в тихий восторг.
Я люблю монотонные звуки со скрытым подтекстом. Я  люблю погружаться в однообразный ритм, завораживающий своей поверхностной бесстрастностью, и вместе с ним постигать прекрасные его глубины.
Поэтому… да, я всегда завидовала музыкантам, играющим соло на барабане в «Болеро» Равеля.
Вот, если бы вдруг прилетел ко мне волшебник в голубом вертолете, думала я восторженно, я бы непременно попросила у него одно - сыграть партию малого барабана!

Провидение нисколько не удивилось моему странному желанию и послало мне знакомство с человеком, который исполняет соло на барабане в «Болеро» Равеля.
С большим успехом!
Это Георгий Вартанов.
Музыкант оркестра Тбилисского государственного театра оперы и балета им. З.Палиашвили.
- Это трудная партия, - говорит Георгий, - приходится очень тихо играть вначале, а это трудно.

«За все время исполнения, а именно от 15 до 18 минут в зависимости от темпа, музыкант, играющий на малом барабане должен сделать около 4 тысяч ударов.
Именно из-за однообразия и монотонности барабанной партии, выдержанной в строгом ostinato, партия считается одной из сложнейших»





В живом звуке я слушала «Болеро» только раз в жизни – в Гатчинском парке. Белой ночью.
В ледяном тумане холодного питерского лета. Ночной концерт симфонической музыки производил впечатление…
Но просторы Гатчинского парка нещадно размывали эту плотную ткань диковинного рисунка.
Рисунок  «представляет собой цепочку строгих вариаций, в которых сохраняется не только мелодия, но и ритм. Причем, ритмическая фигура на протяжении всего исполнения чётко изображается малым барабаном без изменений. Единственное, что делает музыку интересной, это гениальнейшая оркестровка»
Гениальнейшая оркестровка – это понятно.

Мне непонятно другое.  Мне непонятен сам оркестр и механизм его работы.
Как группа  совершенно разных  людей умудряется играть так слаженно и верно?





Жизнь оркестра, этого удивительного сообщества человеческих своеволий, всегда вызывала во мне здоровое любопытство.
Ещё в юности я влюбилась в фильм «Репетиция оркестра» Феллини.
Внутренний профессиональный мир музыкантов на полтора часа экранного времени открылся мне, человеку далекому от музыки.
Режиссер дал возможность высказаться всем музыкантам оркестра, безжалостно показывая эгоистическую сущность каждого.
Да,  творческие люди бывают жестоки.
Талантливая личность живёт и творит только в осознании своей собственной одаренности и гениальности.
И в осознании ничтожества всех кто рядом. Это нормальное явление.
У Феллини музыканты не просто разные люди, они откровенно ненавидят и презирают друг друга.
Ну, разве что музыканты ритм-группы показаны с симпатией, что, на мой взгляд, абсолютно соответствует истине.
Я могу представить угрюмый гобой.
Представить угрюмый барабан не в состоянии.





Кстати, о гобое.
Однажды я прочитала, что, несмотря на особую роль барабанов в оркестровке «Болеро» Равеля, «основную солирующую партию, главный лейтмотив всего произведения все же исполняет гобой»
Каково??!
А ведь гобой может фальшивую ноту пустить и ничего, оркестр будет играть дальше…
А если барабан, на котором всё произведение держится, вдруг с ритма собьётся?





В середине января на сцене Тбилисского государственного театра оперы и балета им. З.Палиашвили с большим успехом прошли концерты «Опера-фантазия».
Всемирно известный израильский дирижер и выдающийся интерпретатор оперного жанра Даниэль Орен дирижировал оркестром и хором театра.
В концерте звучало «Болеро» Равеля.
Соло на малом барабане – Георгий Вартанов.



Даниэль Орен и Георгий Вартанов

«Болеро» Равеля давно и заслуженно считается одним из  шедевров классической музыки. Его исполняют лучшие музыканты в лучших театрах мира.
А вот сам  композитор говорил, что эта музыка пуста.
Морис Равель не рассчитывал на успех произведения.
«Он считал композицию достаточно монотонной, так как единственным разнообразием в музыке являлось крещендо всего оркестра. Более того с этим мнением были согласны все близкие и друзья композитора»

И вот тут для меня начинается настоящая загадка.
Как монотонная и пустая музыка заставляет огромный оркестр дышать и двигаться в едином ритме?
А дирижёра вибрировать на невероятно высоком эмоциональном подъёме?




Вообще, смотреть на дирижирующего Даниэля Орена удовольствие отдельное.
Я ни разу не видела дирижёра, подскакивающего вверх, вместе с взмахом своей дирижёрской палочки.
У Даниэля Орена экспрессия заразительна.
Мне кажется, что все музыканты, дай им волю, взлетели бы над землёй  вместе со своим маэстро.




Так что это за волшебная сила, заставляющая десятки разных талантливых и амбициозных людей забыть о себе, о своей личности и подчиниться одному человеку? Подчиниться радостно, упоённо, взахлёб и с наслаждением?
Как, почему это происходит?
Что получают музыканты, соединяя свои индивидуальности в одно великое целое?
Может быть, радость общего дела?
Радость осознания себя частью великого и прекрасного механизма, создающего гармонию?




Я не знаю.
Могу только догадываться. И то, весьма робко.
У нас в почёте, к сожалению, бунт индивидуальностей. Мы давно не говорим и не думаем о счастье коллективного труда.
Да и я бы не думала об этом, если бы не увидела видео «Болеро» из концерта в Тбилисском театре оперы и балета.
Если бы не вспомнила Феллини.
А ведь финал его фильма полон глубокой философии – среди разрухи и хаоса, страха и смерти надо успокоиться и вести свою партию. Делай, что должен. По взмаху дирижёрской палочки.
Ведь в сущности оркестр - это маленькая модель нашего общества в целом.
И это мы разучились слушать друг друга, чувствовать друг друга, молчать, когда говорит другой.
Это мы стараемся солировать везде и всюду, даже не имея никаких к тому способностей.
Это мы...
Хотя...может быть, это и не мы виноваты? А наш дирижёр?




Размышлять мне помогали умные мысли из интернета
http://soundtimes.ru/simfonicheskaya-muzyka/udivitelnye-simfonicheskie-proizvedeniya/ravel-bolero

 и прекрасные фотографии и видео со странички ФБ Георгия Вартанова
https://www.facebook.com/georgi.vartanov


Tags: #игры разума, #любимое, игры разума, любимое
Subscribe

Posts from This Journal “игры разума” Tag

  • И Фудзи тоже

    Я думаю, что это стёб. Злой такой, безжалостный. Выдуманный мужчиной и для мужчин. Я даже представляю себе картину. Как в одном чрезвычайно…

  • Хочу умереть

    Как я хочу умереть! В очередной раз подумалось мне. Не потому что меня все достали, а потому что я устала. Очень. А смерть, этот переход в Иное,…

  • Ночь. Дождь. Дао

    За окном такой ветер, такие тучи! Сейчас ливанёт. Давно я не умничала… А так хочется! Другой раз как начитаюсь всяких умных блогеров в ЖЖ,…

promo irina_sbor february 9, 09:12 52
Buy for 10 tokens
Художественное произведение, основанное на реальных событиях, в четырёх частях с эпилогом. Мы познакомились с Ксюхой в ресторане. Как сейчас помню, решили мы с мужиками премию отметить. Час, наверное, уже сидели, когда она зашла в зал. С тремя подружками. Да я её сразу заметил, конечно, не…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 46 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →