irina_sbor (irina_sbor) wrote,
irina_sbor
irina_sbor

Такая девочка

Итак, в чайной гостиной квартиры Кости Кройца, среди столов и кресел, среди пьющей, жующей и курящей кальян публики появилась молодая женщина.
В простеньком платьице, в светлом плаще.
Ничего особенного. Обычная. Как коллега по работе. Как соседка по площадке. Подошла к барной стойке, взяла чашечку чая. С любопытством оглядела зал. О чём-то заговорила с сидящими рядом гостями квартиры.
Спектакль начался.



фото из интернета



Сразу скажу.
Отдавая дань писательскому таланту, я творчество Людмилы Петрушевской не люблю. Я в нём много злобы чувствую.
Хотя понимаю, что любовь и сострадание к миру и его обитателям у писателя имеются, но, видимо, спрятаны так глубоко, что я никак не могу до них докопаться.
Поэтому я не читала рассказ «Такая девочка».
Мало того, я и не знала, что этот моноспектакль поставлен по рассказу Петрушевской.
Я люблю сохранять чистоту сознания перед просмотром. Чтобы не поддаться под влияние  собственных убеждений.
И спектакль мне очень понравился.
И это понятно.
Писатель пишет историю. Повествование, которое оживает силой нашей фантазии.
А  актёр делает эту историю материальной, облекает её в плоть и наполняет кровью…
Это его трудом, нервами, мимикой, голосом и фигурой начинают жить выдуманные писательской фантазией герои. И это актёр заставляет их плакать, прерывисто дышать, делать паузы и торопливо, взахлёб произносить слова.
Поэтому …
А что остаётся в таком случае от автора текста? Только текст. И актёр может сделать из него шедевр. А может и не сделать.

Читать монолог женщины, чей муж махровый Казанова, а жизнь превратилась в медленную бесконечную пытку – тяжело.
Это же вам не анекдоты рассказывать. Это как американские горки. Эмоциональные.
То летишь вниз с желанием пойти и повеситься на балконе, то несёшься вверх с радостью, что он всё-таки вернулся домой.
Желание смерти и счастье жизни сыграть за один час.
И не на сцене, где какая никакая, но защита за спиной – театральный задник.
А в центре большого зала, похожего, действительно, на корабельную кают-компанию. Где зрители везде.
Сбоку.
За спиной.
Перед глазами.
Где актер один под острым прицелом десятков пар глаз. И нет партнёров. И нет антракта. И нет права на ошибку, забытое слово, минутное волнение.
Потому что один и прозрачен со всех сторон.

 И в партнёры актеру не благоговейная тишина с выключенными мобильниками. А столы с напитками, едой и, прости Господи, с раскочегаренными кальянами, которые, оказываются, так хлюпают!
Я даже не подозревала, что кальяны в звенящей от напряжения тишине, могут так булькать! Оглушительно. Противно.
Но папикам, припавшим к этим змееподобным трубкам было фиолетово… Деньги плочены? Плочены. Извините.
А все и извиняли.
Актриса играла.
Это её профессия. Играть бремя страстей человеческих. Где угодно. Это её миссия. Бередить в окаменелых душах остатки со-чувствия и со-страдания.
Да к кому? Петрушевская, поди, сама, создавая образ героини-страдалицы,  плевалась во все стороны…
Ну, Казанова у тебя муж… так и брось его нафиг! Чего же убиваться? Чего петлю из веревки делать и на шею накидывать? Да таких Петровых  у тебя в жизни будет как у дурака фантиков. А если ты так любишь страдать, то делай это молча. Чего всем рассказываешь про любовные похождения мужа своего, Петрова? Что про его любовниц всему свету докладываешь? Вот и получи фашист гранату, вот и Райка тебя предала.
Да противно слушать таких баб! Состояние жертвы есть их повседневная  жизнь, попробуй отними…..
Но Актриса…

А вот она так этот текст читала, она так его через свою душу, омытую слезами, пропустила, что и мы зрители вдруг поняли всю глубину отчаяния и тоски этой вечно обманутой мужем женщины…
Да, она доверчивая дура, да, её испортил квартирный вопрос, не меньше чем о муже, она грезит о двухкомнатной квартире.
Но и это понятно. В 16 метрах жить с мужем и сыном…
Но она любит! Она слабая, да, она больше ничего в этой жизни не хочет, как только пить с мужем шампанское из фужеров чешского стекла и смотреть на родное лицо.
А разве это плохо?
А разве этого мало?
Разве мало просто и преданно любить?



фото из интернета


Так получилось, что мы с девушкой Ольгой сидели на диване,  стоящем рядом с точкой мизансцены.
Актриса играла около  нас,  и мы видели слезы на её глазах,  мы чувствовали эту боль, эту силу отчаяния …

Однажды мне один умный человек сказал, что эмпатам нельзя сидеть на первом ряду в театре.
- Почему? -  удивилась я.
- Потому что они впитывают в себя эмоциональную силу актерской игры, они не могут её отразить, не могут ей сопротивляться. Им может быть плохо.

Нет, плохо нам не стало. 
Мне стало очень тревожно, как бывает, когда на моих глазах мучается смертельными страданиями человек, а я ничем не могу ему помочь…
А что чувствовала моя 16-летняя спутница?
Девушка с тонкой кожей и внимательным взглядом на мир?
А я боялась её спросить.
И не спрошу.
Я буду ждать, когда она сама расскажет. А если не расскажет, значит, мне и не надо знать.

После спектакля я только сказала ей:
- Знаешь, если  бы я увидела этот спектакль в 16 лет, я бы ужаснулась, заорала, что мне не нужна такая ваша взрослая женская жизнь! Это ведь ужас. Разве так жить можно?

Промолчала моя любимая девушка, только улыбнулась едва-едва…




фото из интернета


Спектакль закончился неожиданно.
Актрисе надо было выйти из чайной гостиной в полной тишине и через минуту, приоткрыть дверь и, просунув голову, сообщить, что всё. Спектакль закончен.
Смею надеяться, что вся публика, как и я, просто зависла в немом потрясении от увиденного. Поэтому мы молчали. Ну а потом, конечно, аплодисменты.
И заказанная еда, напитки, кальян…

И только моя любимая девушка Оля  подошла к актрисе и подарила ей  розы. И было это так тревожно и волнительно, что у меня аж слезы на глазах выступили. Две хрупкие статуэтки. Из другого параллельного мира.

Ну, а публика уже уткнулась в свои тарелки. Припала к змееподобным трубкам…
Какие цветы актрисе? К чему это? Это не принято. Мы оценили её труд, купив не дешевый билет. Извините.

Я извинила. Мне вообще всё равно.
Я была счастлива за девушку Олю, которая переходит во взрослую жизнь и её проводником стала Регина Щукина. Ведущая актриса Молодёжного театра на Фонтанке.
Кроме виртуозного владения актерской профессией, Щукина владеет душой думающей, страдающей, без следов косности, тщеславия и гордыни. Она постигает этот мир каждый раз на сцене вместе с нами. Зрителями. Она не учит нас. Она вместе с нами переживает.
Это же видно.
И это сражает наповал.
И если я, женщина с каким-то жизненным опытом, на ногах всё-таки устояла, то девушка Ольга покачнулась… И это хорошо!
Лучше покачнуться от творчества актрисы Регины Щукиной, чем от чего-то другого…



фото из интернета


И страшно подумать… а каково играть в этом зале, пафосном и не дешёвом, среди зрителей пафосных и не бедных.
Среди бесшумных официантов, тарелок и бокалов…
Каково?
Но, смею надеяться, что нормально.
Что Актриса видела внимательные глаза. Застывшие от восторга, от сопереживания, и ради этого, возможно, актеры и идут в квартирники. В "богемники"…
А я ради такой Актрисы пошла бы и на вокзальники, и в подъездники… Лишь бы увидеть её игру. Лишь бы услышать этот голос.
Запомните имя. Регина Щукина.
Вдруг и вам судьба подарит счастье встречи с этой Актрисой.



Tags: #Санкт-Петербург, #театр, Санкт-Петербург, театр
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Грузинское многоголосие. Тропы Боржоми

    - Завтра встаём рано. Поедем в Боржоми! Алина элегантно курила, отпивая маленькими глотками кофе и перелистывая планшетный интернет. Элегантно,…

  • Кабала экрана

    Человечество погрузилось в пучину разнузданного мозгового разврата. Именно что мозгового, когда тело, находясь в полном подчинении этого господина,…

  • Грузинское многоголосие. Манекены Тбилиси

    Как известно, манекены – существа бессловесные. Безропотные, как известно. Как рабы на галере… Куда пошлют – там и будут стоять.…

promo irina_sbor february 9, 09:12 52
Buy for 10 tokens
Художественное произведение, основанное на реальных событиях, в четырёх частях с эпилогом. Мы познакомились с Ксюхой в ресторане. Как сейчас помню, решили мы с мужиками премию отметить. Час, наверное, уже сидели, когда она зашла в зал. С тремя подружками. Да я её сразу заметил, конечно, не…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 55 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →