irina_sbor (irina_sbor) wrote,
irina_sbor
irina_sbor

Дорога к Храму

Ранним утром  страстной субботы из Соснового Бора  выкатился небольшой автобус и бодро направился в сторону Питера.
Философский клуб на колёсах под предводительством Ирины Гориной выехал на очередное заседание-путешествие.
По православным храмам Санкт-Петербурга и его окрестностей.






О нашем клубе-салоне на колёсах я уже писала несколько раз.
Вместе с  Ириной Гориной, культурологом, историком, краеведом, философом, поэтом небольшая группа энтузиастов нашего городка совершает удивительные по информационной насыщенности и красоте путешествия.
Мы выезжаем на концерты, в парки, в музеи.
И ценим наши заседания на колёсах, в первую очередь, из-за атмосферы, которую умело создаёт наш руководитель.
Атмосферы неспешных раздумий, философских размышлений, попыток понять окружающий мир и себя через опыт великих мыслителей и  художников прошлого.

Один из любимых маршрутов Гориной и членов клуба – это поездка по семи храмам накануне больших православных праздников.
В своё время этот проект, как сейчас модно говорить, я приняла без одобрения. Скептически. Что за беготня по храмам? Объехать в течение дня десяток церквей я посчитала идеей нелепой и даже неприличной.
Ну что это? Галопом мчаться по храмам… В спешке, быстро, в храмы Божии не забегают.

Но уже после первой поездки я оценила её странное воздействие.
Ненавязчиво и даже местами лениво и равнодушно происходит  погружение в русский православный мир. Прикосновение к его героям, к его традициям, к его святыням.
Я не отвлекаюсь на транспорт. На мирские разговоры, на мирскую суету.
Я забываю дом и его заботы.
Я думаю, слушаю  и говорю только  о том, что хочет моя  душа, что питает меня пищей духовной и будоражит мой мозг.




Наша первая остановка произошла в поселке Лебяжье.
У каменной купеческой церкви Николая Чудотворца.
Эта церковь хорошо просматривается с дороги, связывающей Сосновый Бор и Санкт-Петербург. Проезжая мимо храма в далекие 90-е я всегда обращала внимание на его необычную архитектуру и почему-то считала, что храм католический.
И это было неудивительно, потому что  определить конфессиональную принадлежность старого убитого временем здания было невозможно.



фото из интернета

Несколько лет шли большие реставрационные работы.
Они ещё не закончились, но красота этого одного из самых загадочных храмов притягивает взгляд!





История создания храма окутана загадками и тайнами. Начиная с имени архитектора, создавшего эту красоту со странными и таинственными барельефами по стенам.
Согласно официальным источникам  «кирпичная церковь в неорусском стиле, заложенная в 1911 и оконченная в первые послереволюционные годы. В 1931 закрыта, использовалась как кинотеатр. В 1993 возвращена верующим, ремонт начат в 2005.»
Архитектором этого храма считают великого Василия Антоновича Косякова — русского архитектора, автора многих соборов, в том числе и знаменитого Морского собора в Кронштадте.
И ещё одно имя связывает этот храм с Кронштадтом.
Святитель Иоанн Кронштадтский освящал церковь. Будучи благочинным этого прихода, батюшка Иоанн окормлял храмы нашего района.
Освящал он и домовую церковь Николы Чудотворца, расположенную всего в нескольких метрах от Храма, в глубине поселка Лебяжье. Вот такое близкое соседство двух храмов.
Давным-давно, во второй половине XIX века в Лебяжье размещалось Лоцманское селение - профессиональное поселение кронштадтских лоцманов.
История Лоцманского селения необыкновенно интересна и поучительна.
Это история о том, как можно удобно, разумно и справедливо организовать семей лоцманов. Профессионалов и верных слуг государевых, в хорошем значении этого слова. Сильных, гордых, знающих себе цену, и не ломающих спину перед чинами и орденами сильных мира сего…

«Появление Лоцманского селения было обусловлено развитием Санкт-Петербурга и созданием императором Петром I Российского флота.
Лоцманская служба стала особенно востребованной в конце 50-х годов XIX века, когда из военных соображений на дне Финского залива были насыпаны искусственные заграждения - ряжи, препятствовавшие свободному проходу судов.
Схема фарватера на Финском заливе стала государственной тайной, носителями которой являлись лоцманы.
Общество Кронштадтских Лоцманов активно участвовало в развитии Лебяжья.
Была создана инфраструктура, причал, судоходный канал, построены дома, баня, хозяйственные постройки, училище мореплавания, школа, которая имела значение не только для лоцманов, но и для всего посёлка.
Специальная комиссия Морского ведомства, проводившая в 1885 году проверку деятельности Общества Кронштадтских лоцманов и, в частности, устройства Лоцманского селения, признала его образцовым.
К 1885 году в Лоцманском селении проживало более 20 лоцманов с семьями»

Дома, в которых жили лоцманы, сохранились до сих пор. Они стоят вдоль трассы, деревянные, очень постаревшие, но не побеждённые! В них до сих пор живут  люди, но от былой красоты, которая окружала когда-то это селение, осталась только память историков и книги.
Лоцманы состояли на государственной службе и получали очень хорошее жалование.

«В 1901 было принято решение выделить средства на строительство нового здания школы, лоцманского собрания с домовой церковью. Здание было решено построить двухэтажным, деревянным и на старом месте.
Новое здание, выполненное в неорусском стиле, было обильно декорировано деревянной резьбой.
В 1902 году строительство здания Лоцманского собрания было завершено, а в 1903 домовой храм был освящен протоиереем кронштадтского Андреевского собора о. Иоанном Сергиевым, прославленным 8 июня 1990 года Русской Православной Церковью в лике святых и известным сейчас как святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Согласно местному преданию и судя по найденным при реконструкции чердачных помещений здания газетным вырезкам и тематическим подшивкам посвященным о.Иоанну, Общество Кронштадтских Лоцманов почитало отца Иоанна как своего духовного наставника.
Вероятно, поэтому для освящения первой лебяженской церкви пригласили именно его»






Сегодня домовая церковь в Лебяжье – это не только очень сплочённая и активная православная община.
Это настоящий очаг культуры и просвещения.
Я всякий раз не устаю удивляться тем событиям, которые проходят в этом старом доме.
Руководит жизнью прихода протоиерей  Александр Михеев.
Домовой храм - это круглогодичный центр для детей-сирот, культурный центр для жителей поселка, где проводятся концерты, показы фильмов, лекции, праздники, народные гуляния.
Я для примера приведу только две выдержки из новостной ленты сайта прихода:

«Друзья, в первое воскресенье после Пасхи 15 апреля 2018 года в 13:30 (Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы) в Лектории деревянного храма святителя Николая Чудотворца в Лебяжье состоится Пасхальный концерт. Выступит ансамбль Барочная капелла "Золотой век".
ПРОГРАММА: А.Вивальди. "Концерт для блок-флейты и струнных до мажор", П.Г.Бюффарден. "Концерт для флейты траверсо и струнных", Л.Боккерини. "Концерт для виолончели и струнных соль мажор", А.Вивальди. "Концерт для струнных соль ми... «

Закончилась очередная смена нашего лагеря, проходившая с 27 марта по 2 апреля 2018 года, благодаря финансовой поддержке Фонда Президентских грантов.
В этот раз к нам приезжали воспитанники из Бельско-Устьенского детского дома-интерната для умственно отсталых детей (Псковская область, деревня Бельское - Устье).
Благодарим от всего сердца всех кто принял посильную помощь и участие в проведении данной смены!»

Отца Александра я знаю давно, но не настолько близко, чтобы написать о нем подробно.
Он получил назначение в храм сразу после семинарии, в 90-х, и вот уже более 20 лет  служит лебяжинцам и жителям окрестностей.
Для меня он пример настоящего духовного пастыря русской православной церкви.



фото из интернета


Слушая рассказы про эту общину, удивляюсь и всё  пытаюсь это как-то себе объяснить, потому что похожего чуда  не видела нигде.  Да, безусловно, личность о. Александра уникальна. А личность, как известно, делает историю.
Но и дух Лоцманского селения, дух мужественных, храбрых, честных людей, которые никогда не гнулись перед обстоятельствами, а верой и правдой и служили царю и Отечеству, вероятно, этот дух живёт и в старом доме.
И он помогает не просто жить, он светит и согревает теплом и любовью многих людей.
Кстати, в Домовой церкви нет церковной лавки. Вообще.
Стоит стол со свечками, на котором можно написать и оставить записку, взять свечи и всё.
А деньги вы можете оставить сколько хотите. Или вообще не оставлять.
У нас была очень долгая дорога к храмам, и нет смысла всю её описывать.
Скажу только, что дорогу эту сопровождали имена двух святых жителей нашего края. Святого праведного Иоанна Кронштадтского и святой блаженной Ксении Петербургской.
Для меня эти  имена имеют вполне зримые очертания.
Откуда-то из глубин подсознания постоянно всплывает мысль, что я лично знала этих людей. Они ведь жили почти рядом с моим домом. Почти по соседству. Мокли под нашими бесконечными дождями. Смотрели на волны Финского залива. Радовались редкому солнцу…
Да и временной разрыв небольшой.
Отец Иоанн упокоился в 1908 году.
Блаженная Ксения жила почти триста лет назад, но что значит это три столетия в Вечности? Ничего.
Поэтому я воспринимаю этих святых, как живых людей.
Поэтому всегда рада встречи с ними.
В Иоанновском женском монастыре. На Смоленском кладбище.
Встреча с блаженной Ксенией на месте её упокоения, на Смоленском кладбище, на этот раз была очень необычной…
И это будет отдельной темой для разговора.





в тексте использованы материалы сайта Прихода Храма Святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье
http://knebu.org/



Tags: #православие, православие
Subscribe

Posts from This Journal “православие” Tag

  • О любви

    Жила-была девочка. Обыкновенная. В хорошей небедной семье. В куклы играла, родителей слушалась. Сладости любила. Весной любила смотреть как по Неве…

  • Благовещение

    Сегодня необыкновенный день. Страстная суббота и Благовещение Пресвятой Богородицы. Такое совпадение. Сегодня, оставив дела и земное попечение,…

  • Случай в монастыре

    - Здравствуйте! Простите за беспокойство, а вы не очень торопитесь? – перед нами стояла средних лет монахиня с приветливым лицом. - Нет, не…

promo irina_sbor january 18, 21:37 56
Buy for 10 tokens
В творчестве Васи Ложкина женский вопрос есть. Его не может не быть! С кем вы, женщины в России, как бы спрашивает Вася, кто вас в бой ведёт? Кто под красным знаменем раненый идёт? Да и никто не ведёт. Размечтались.... Женщина сама кого хочет схватит и куда надо уведёт. Вася Ложкин.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments