Жизнь женщин без мужчин не просто печальна. Она опасна для жизни.
Нет, если женщина живет в полном одиночестве на отдельной жилплощади, её одинокое существование, разумеется, печально, но не опасно для окружающих.
А вот если на попечении одинокой женщины находятся дети, и они все вынуждены толкаться на крохотных квадратных и прямоугольных метрах … Это катастрофа!
Эта катастрофа, растянутая во времени, потому что её последствия расползаются в пространстве, как круги по воде, захватывая всё новые и новые жертвы.
фото из интернета
Именно об этом я думала после спектакля «Фантазии Фарятьева» Молодёжного театра на Фонтанке.
Любимая девушка Оля продолжает знакомить меня с репертуаром самого лучшего театра Санкт-Петербурга.
Мои «Фантазии Фарятьева» ограничивались классическим фильмом Ильи Авербаха с Андреем Мироновым и Мариной Неёловой. Но фильм я смотрела давно и специально не пересматривала, чтобы увиденное на сцене не переплеталось с впечатлением от фильма.
Поэтому увиденное на сцене и не переплелось!
А легло самостоятельными размышлениями о смысле нашей жизни. Безжалостной жизни.
Если это жизнь одиноких женщин и их воспитанников.
Две семьи предстают перед нами за три часа сценического времени.
В одной сильная и властная мать воспитывает двух дочерей. Мать сильная и властная, потому что иначе нельзя.
А как иначе?
Муж с семьей не живет, девочки растут своенравные, все в мать, здесь без силы, власти и тотального контроля не обойтись.
Но этот тотальный контроль был хорош, пока дочери пребывали в нежном детском возрасте. А уж когда одной 27 лет, а другой 16 тотальный контроль превращается в тотальную пытку. В медленный огонь, который мать развела своими сильными и властными руками и на котором успешно поджаривает и дочерей и саму себя. Безжалостное её сердце и к себе жалости не имеет.
Почему?
Да потому что жизнь такая!
Какая жалость? Жизнь жалость не жалует, мать-одиночка всегда на страже интересов своей семьи и детей…
Всегда на страже!!!
И тогда этот маленький женский монастырь не утонет в бурном океане жизни тихого провинциального городка. Так считает мать.
А дочери-то все в мать!
Они, закипая на медленном огне, и кричат, и плачут, и ругаются с матерью. И ругаются друг с другом…
А потом истерично начинают любить друг друга, и прощать, и жалеть.
Эта необузданная взаимная любовь бьётся с одинаковой страстью и трансформируется в ненависть, а потом опять в любовь.
фото из интернетаИстеризм женской натуры, не ограниченной мужским присутствием, не имеет предела. Он способен на всё. И это страшно. Потому что эстафету истерического поведения подхватывают дочери.
Сначала старшая.
Младшая ещё полна романтических иллюзий и девичьей нежности, но ростки истеризма и жесткости уже нет-нет, да и пробиваются к свету.
И пойдет эта модель устроения семейных отношений в массы, к другим людям…
Три женщины на одной жилплощади – это перебор для человеческой психики. Я знаю, что говорю.
В моей трёшке вот уже почти 20 лет живут три женщины, но корабль мой не тонет, только по причине угасания амбиций двух дам. В силу возраста. Но совместная жизнь трех сильных, амбициозных, честолюбивых, ранимых женщин – душераздирающее зрелище…
А вот другая семья.
Тётушка одна воспитывает родного племянника.
Тётушка вся полна романтизма и запредельных мечтаний. Естественно, что воспитанный ею мальчик полон того же.
В детстве и юности это умиляет, а когда мальчику уже за тридцать. эти романтические настроения радости приносят мало. Потому что радуется этим мечтаниям только тётушка, а любимая девушка совсем не радуется и даже что-то подозревает.
И мать её, женщина сильная и властная, тоже что-то подозревает.
фото из интернета
Когда мой сын ходил в детский сад, у них в группе был мальчик Саша, совершенно тихий, немощный, в розовых колготках и рубашках в цветочек. Он жил с мамой и с бабушкой.
Мама редко приходила за сыном. Она тоже была тихая, болезненная, больше похожая на старшую сестру мальчика.
Из детского сада Сашу забирала бабушка. Сильной рукой она одевала мальчика в платки и вязаные девчачьи шапки. Мальчик безропотно кутался. Он знал, что он слабенький и ему надо тепло одеваться.
фото из интернета
А однажды в студенчестве я познакомилась в компании с одним парнем. Он жил с мамой и с бабушкой, где-то старых коммуналках у Балтийского вокзала. Он позвал нас в гости и мы пришли, и он пытался за мной ухаживать и панически этого боялся, стеснялся, ойкал. Рассказывал про жизнь животных, в частности котов. Мама и бабушка сто раз заглядывали в его комнату. И он их боялся тоже и всего так боялся, что мы с подружкой и ещё с каким-то мальчиком убежали от него в страхе. Вприпрыжку.
Это пример пагубного женского воспитания.
Мальчик должен жить в квартире, где одинаково пахнет и мужчиной и женщиной! Собственно, как и девочка.
А все остальное – это пытка на медленном огне.
А уж романтизм Фарятьева, его одиночество, мечтательность, наивность и чистота, это так всё вторично…
Вот собственно и всё, о чём я думала после театра.
Хотя вполне допускаю, что режиссёр спектакля Владимир Туманов думал совсем о другом… И великолепные актёры Молодёжки Регина Щукина и Роман Нечаев тоже думали о другом…
Но в том и состоит волшебство театра, что я приняла этот спектакль, как жёсткий рассказ о жизни женщин без мужчин.
И что интересно.
В зрительном зале около меня сидели мужчины.
Слева мужчина лет 50. Справа молодой человек 16 лет.
Оба проспали полспектакля.
Проспали!!!
Мужчина в возрасте задумчиво прикрывал глаза руками и сосредоточенно спал.
Молодой человек вообще уронил голову на плечо своей подруги и дрых самозабвенно и сладко…
Даже не знаю, как к этому относиться…
Значит, пока мы женщины, страдаем, голову ломаем, мучаемся и мечемся и плачем, мужчинам всё равно?
Мужчины спят?
Я ничего не понимаю в этой жизни…
фото из интернета
В тексте использованы фотографии из спектакля "Фантазии Фарятьева" Молодежного театра на Фонтанке.
Режиссёр Владимир Туманов.
В ролях Регина Щукина, Роман Нечаев, Наталия Дмитриева, Елена Соловьева, Елена Радевич.
Journal information