Это случилось в Испании.
Жили-были артисты. Муж и жена. Кармела и Паулино.
Не звездные, не прославленные, незатейливые артисты незатейливого «Изящного варьете».
Они зарабатывали себе на хлеб, любили друг друга, ругались друг с другом.
Громко ругались!
Испанцы тихо ругаться не умеют! Они кричат, стучат каблуками, машут руками, юбками…
Они просто жили и радовались жизни.
фото из интернета
Вот только жизнь им не радовалась. Она устроила смертельное шоу.
1938 год. Город Бельчите.
Город, раздираемый гражданской войной. Наступление националистов, сопротивление республиканцев…Наступление республиканцев… Диктатура Франко.
Трудно в этом кипящем котле найти тихое место и отсидеться до лучших времен.
Артистам трудно вдвойне.
Они не могут спрятаться в тихом месте.
Их работа - каждый вечер выходить на сцену и выступать. Перед республиканцами, перед националистами, перед фашистами, перед интернациональными бригадами, перед пленными солдатами…
У нас нет боеприпасов,
Ни танков, ни пушек.
Ай, Кармела! Ай, Кармела!
У нас нет боеприпасов,
Ни танков, ни пушек.
Ай, Кармела! Ай, Кармела!
фото из интернета
А что могут сделать в этой кровавой бойне артисты варьете?
Даже если знаменитая песня республиканского сопротивления Ay, Carmela! - это их любимая песня?
Ничего. Забыть слова и вскидывать руку в фашистском приветствии. Потому что надо жить…
Когда гремят пушки, музы не молчат. Музам тоже приходится делать выбор. Как на минном поле.
Ошибаться можно.
Но только один раз.
И выступать с концертом перед пленными солдатами интернациональных бригад можно.
Даже зная, что после концерта их расстреляют. Можно. Потому что человек слаб, и он выбирает себе жизнь.
Но как жить потом, если твой партнер делает другой выбор? Он выбирает смерть. Потому что иначе не может…
Нo бомбы бессильны
Румба-ла румба-ла румба-ла
Нo бомбы бессильны
Румба-ла румба-ла румба-ла
Против отважных сердец.
Ай, Кармела! Ай, Кармела!
Против отважных сердец.
Ай, Кармела! Ай, Кармела!

фото из интернета
Они сделали свой выбор.
Паулино выбрал жизнь. Он ползает на коленях с тряпкой в руках, ожесточенно отмывая грязный пол. Жизнь под диктатурой - это жизнь на коленях…
Кармела выбирает смерть.
И начинается самое страшное.
Оттуда, из-за невидимой черты, приходит Кармела к своему Паулино.
Приходит и разговаривает, и целует, и обнимает.
Потому что любит.
А любовь нельзя убить выстрелом из автомата. Она бессмертна! Кто ещё сомневается в этом?
Нельзя убить любовь, нельзя убить душу…
Это она вызывает Кармелу из небытия, это она не дает покоя Паулино, измученному бомбами и вечным страхом тела…

фото из интернета
Спектакль «Любовь после жизни», поставленный по мотивам пьесы известного испанского драматурга Хосе Синистерры «Ай, Кармела!», идёт в Молодёжном театре на Фонтанке уже 6 лет.
При полном зале.
Два актёра – Регина Щукина и Александр Черкашин показывают зрителям историю любви. И выбора.
События, происходившие в Испании ровно 80 лет, разумеется, никакого отношения к нам не имеют. Никакого! Глубокое прошлое чужого нам иностранного государства.
Отчего же, погружаясь в действие, становится очень страшно?
Что-то напоминает день сегодняшний?
И режиссёр спектакля испанка Магуи Мира уловила эту связь?
"У русских и испанцев глубокие связи. Мы любим друг друга. Мы далеки географически, но близки эмоционально! Именно о таких сильных духовных связях идёт речь в тексте пьесы. Место и время действия – гражданская война. На этой войне республиканцы получили огромную помощь от русских братьев…"
Сценография, как всегда в Молодёжке, лаконичная и бьющая по нервам зрителей, интересные режиссерские решения и великолепная игра актёров заставляют почтенную публику не сдерживать эмоции.
Слёзы градом. Безмолвные рыдания. Всё в этом спектакле заставляет человека разбивать броню своего закалённого современной жизнью сердца и не стыдиться этого.
А для меня настоящим потрясением и очередным открытием стала игра Регины Щукиной.
Невероятно сложная роль!
Её Кармела – истинная женщина, сотканная из капризов, психозов, жалоб и кокетства. А ещё терпения, всепрощения и любви.
Её Кармела – клоунесса и героиня…
Как это можно сыграть за два часа сценического времени? Мгновенные перевоплощения. От малого к большому. От клоуна к бессмертию. От жизни к смерти. Из смерти в жизнь.
Получить такую роль - счастье для актёра. Но играть такую роль – страдание для человека.
А потом?
Как выходить из этой роли потом?
Из Испании 1938 возвращаться в Россию 2018?
Наше единственное желание:
Румба-ла румба-ла румба-ла
Наше единственное желание:
Румба-ла румба-ла румба-ла
Покончить с фашизмом!
Ай, Кармела! Ай, Кармела!
Покончить с фашизмом!
Ай, Кармела! Ай, Кармела!
Journal information