Я представляла себе очень уставшую и очень обиженную женщину. И я прекрасно её понимала!
Я понимала, что она имеет полное право устать от этой жизни и очень на эту жизнь обижаться.
Она вдова. Её муж умер в возрасте 56 лет. Если бы не Чернобыль он был бы жив, и они вместе воспитывали бы внуков, ездили на дачу…
Он отдал долг родине, заплатив за это жизнью.
А Галина Васильевна заплатила за его подвиг своим семейным и женским счастьем, оставшись одна в сложной и жёсткой стране…
Так думала я, собираясь на интервью…
Они поженились по большой любви. Оба приехали в Сосновый Бор на стройку атомной станции. Галина из Украины, Юрий – из Подмосковья.
- Он был хиппи, - смеется Галина Васильевна, - представляете, ходил в джинсовом костюме и с длинными волосами!
Началась семейная жизнь, простая и счастливая. Счастливая, потому что в основе всех эмоций, всех поступков и решений была любовь. Простой секрет семейного счастья, но какой редкий!
Воспитывали дочь. Строили дачу. Делали ремонт в квартире. Вернее, ремонт делал Юрий. А жену отправил в отпуск – готовил сюрприз. Он вообще старался не обременять жену лишними хлопотами и тревогами.
Он и в Чернобыль уехал, не обсуждая это на семейном совете. Просто уехал в командировку.
В июне 1986. Вернулся в сентябре. Чем приходилось заниматься на разрушенной станции, жене не рассказывал. Не хотел тревожить. И они опять жили в мире и любви друг с другом.
А потом стали умирать его друзья – ликвидаторы аварии на ЧАЭС.
- Нам врачи дали еще 25 лет жизни, - грустно сказал он как-то.
Юрий прожил 21 год. Умирал тяжело. Вместе с физическими страданиями шла тяжелая депрессия.
От регулярных известий о смерти друзей - чернобыльцев. От невозможности что-то изменить. От неотвратимости встречи с НЕЙ сейчас, когда тебе всего 50 и так хочется жить да жить…С любимой женщиной, с дочерью…
Он ничего не говорил жене, не хотел её расстраивать. Но она всё понимала без слов. Он не ходил к врачам, считая что это бессмысленно. Он не жаловался, он был очень мужественным человеком.
Я смотрю на старый портрет, открытое лицо, прямой взгляд.
Только глаза, наполнены слезами так, что кажется – еще чуть-чуть, и они польются нескончаемым потоком. Но слёзы подчиняются этой женщине.
Еле пережив смерть мужа, Галина Васильевна слегла сама. И получила инвалидность. Руки, ноги отказывались работать. Тогда она приказала им, заставила их продолжать жить.
Она не получала помощи от государства, да и не просила её. Она до сих пор не знает, какие льготы получают вдовы чернобыльцев. Думает, что никакие. На её глазах государство сокращало социальную поддержку участникам ликвидации ЧАЭС в 90 –е. Она не ждёт помощи. И живет с уверенностью, что помощь и спасение нужно искать только в собственных силах и в семье. Дочь, зятя и внуков она называет одним словом – моидети.
- Я не делю их, - говорит Галина Васильевна, - они все мои дети, самые близкие, дорогие люди. У нас с Юрой была большая любовь, видимо, её свет лежит на наших детях. Любовь, вот что главное было и есть в нашей семье. Только этим и держимся!
Сегодня Галина Васильевна поёт в хоре, участвует в спортивных соревнованиях, ведет большую работу по объединению вдов чернобыльцев в нашем городе. Она жизнерадостна, бодра, полна планов на будущее. Её выдают глаза. В них стоят слёзы. Нет, я не правильно сказала – не выдают, а подтверждают огромную силу духа и бесконечную нежность женщины, которая продолжает любить все эти годы того, кто ушёл от нас. В мир иной и, надеюсь, лучший.
Вместе с молодыми коллегами я делаю телевизионный проект «Герои навсегда».
Это рассказы о сосновоборцах, участвовавших в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
В 1986 году из Соснового Бора было командировано много специалистов, знающих специфику строительства атомных станций. И сегодня соновоборская организация «Союз-Чернобыль» самая многочисленная в России. Хотя списки с траурными рамками в офисе организации растут стремительно…
Поэтому мы торопимся снять наших героев на видео. Чтобы помнили.
И первый раз мы сделали интервью с вдовой. Потому что о жёнах ликвидаторов вспоминают еще меньше. Вот такая у нас жизнь…
Journal information