irina_sbor (irina_sbor) wrote,
irina_sbor
irina_sbor

Пять вечеров

Собираясь в Молодёжный театр на спектакль «Пять вечеров», я понимала, как тяжело будет избавиться от магии михалковского фильма «Пять вечеров».
Фильма  любимого, виденного-перевиденного много раз.
И у Тамары Васильевны в моём представлении лицо  Людмилы Гурченко и её хрупкая фигура.
А Ильин  - это только Станислав Любшин. Стройный, изящно харизматичный мужчина в широкополой шляпе и в плаще. Мужчина с богатым и загадочным прошлым.
Они так утончённо прекрасны, как две фарфоровые статуэтки Ломоносовского Фарфорового завода, 1958 года выпуска…
И мне надо будет с ними побороться, чтобы пустить в сердце совсем другую Тамару и совсем другого Ильина. Совсем не изящных, усталых, измотанных тяжёлой жизнью. Тяжёлым прошлым.
Да, мне надо будет именно их пустить в сердце. А иначе, зачем я отправилась в театр?



Спектакль «Пять вечеров» идёт на малой сцене Молодёжки. В этом небольшом зале магия театра, как мне кажется, достигает своей высшей точки.
Барьер между зрителями и актёрами отсутствует. Потому что сцена в полуметре от зрителей первого ряда, и на одном с ними уровне. И до актеров можно дотронуться рукой. Можно увидеть их слезы. Их пот. Пылинки на костюме. Это создает невероятный эффект присутствия.
Действие пьесы Володина проходит в квартире Тамары Васильевны. И зрители, как соседи  этой коммуналки, становятся невольными свидетелями чужой драмы. Свидетелями странного и неожиданного вторжения в размеренную жизнь  Тамары  человека из прошлого. Александра Ильина.
Ничего изящного. Ничего загадочного. Мучительного история притяжения двух душ.
Война разлучила их и  обрекла на 17 лет одиночества. Чтобы потом, случайно,  опять свести вместе, в одной коммуналке. На пять вечеров. И оставить на всю жизнь.
«Мелкотемье» и «узкое бытописательство» драматургии Володина режиссёр спектакля Семён Спивак превращает в ностальгические воспоминания о послевоенной стране, о послевоенном народе. И даёт нам возможность ещё и ещё раз подумать об удивительной духовной чистоте этих людей, защитивших Родину  и восстанавливающих её.
Тамара и Ильин в исполнении Регины Щукиной и Владимира Маслакова не похожи на фарфоровые статуэтки.
Они грубоваты, они бедны.
На первый взгляд простоваты и до смешного прямолинейны. Своими  представлениями о совести, о чести, о назначении советского человека, члена нашего несокрушимого общества…
Эти представления сейчас, из нашего 21 века, слушать наивно, малопонятно.
И только когда эту броню стойкого оловянного солдатика – строителя коммунизма – прорывают раздирающие душу чувства, вот тогда зритель и прикипает душой к мастеру «Красного треугольника» и к шоферу, скрывающему свою пролетарскую сущность…



Конечно, люди странные существа.
Конечно!
Ну что может быть проще? Увидеть друг друга после долгой разлуки и сразу упасть в объятия и не разлучаться, наверстывая счастье, которое отняла судьба.
Нет, человек так не может, человек должен мучиться, страдать, совершать странные поступки, томиться в ожидании, заливать чувства водкой…
Сбегать.
Прятаться.
Играть в прятки с самим собой.
Обманывать.
Убеждать.
Чтобы потом. Когда уже  все равно, что есть и что будет.
Как в омут, как в бездну…
Была, не была!
И два истерзанных муками человека  сливаются в одно большое… счастье? Может быть. А может и не быть. Но какое это имеет значение? Это совсем другая история.


Сыграть боль, холод одиночества и безнадёжности непросто.
Особенно непросто, когда в традиции театра нет постановки шокирующих сцен, помогающих, по мнению некоторых современных режиссёров, достучаться до сердца зрителя.
Некоторые современные режиссёры предполагают, что зрителю, уставшему от обилия зрелищ, угодить трудно.
Вот  и стараются они всяческим образом поразить пресыщенное зрительское воображение.
То натуру голую покажут. То юмор ниже пояса. То загадочную фантасмагорию, с трудом умещающуюся в сознании здорового человека.
И ведь на подобные сценические безумства народ идёт.
Непонятно почему. Из любопытства вероятно. Этакие любители острых театральных ощущений.
Потому что думающему зрителю, настоящему театралу, эти сценические эксперименты как раз и противны.
Он уже и в театр идёт с опаской. Боится напороться на очередной эксперимент!
Молодёжный театр не старается поразить зрительскую пресыщенность шокирующими театральными находками. Молодёжка вообще не старается поразить!
Молодёжка старается достучаться до разума, до сердца!
Без эпатажных подробностей заставить человека вздрогнуть, задуматься и включиться в процесс со-участия. Со-страдания.
Со-страдания двум немолодым людям. Запутанности их отношений.
И Молодёжный  театр достигает этой цели.



Регина Щукина и Владимир Маслаков играют внешне спокойно, но с большим внутренним напряжением.
И чуткие зрители с благодарностью впитывают в себя  чистую энергию человеческих отношений.
Потому что это теперь редкость. Это теперь ещё и поискать надо.
И  театр на Фонтанке - настоящий источник светлого, доброго, вечного. Каждый его спектакль оставляет послевкусие свежего воздуха, родниковой воды.
Поэтому так хочется вернуться в этот маленький уютный зал.
И сидеть на расстоянии вытянутой руки от Мужчины и Женщины, так тяжело идущих к своему счастью…
Ну а кто сказал, что в этой жизни будет легко?
фото: https://vk.com/mtfontanka

Tags: #Санкт-Петербург, #театр, Санкт-Петербург, театр
Subscribe

Posts from This Journal “#театр” Tag

  • Грузинское многоголосие. Кето и Котэ

    Мощным аккордом, завершившим наше грузинское путешествие сезона 2018 года, стала опера «Кето и Котэ» в Тбилисском государственном театре…

  • Виктория

    Когда рождается девочка и Господь даёт ей красоту, ум и талант, а родители дарят ей имя Виктория, силы тьмы приходят в неописуемое волнение. Это ж…

  • Запреты, заборы, замки и засовы

    Запрещение всего и везде – этот одна из национальных идей нашего государства. Поэтому находчивое наше население всегда находится в поиске…

promo irina_sbor february 9, 09:12 52
Buy for 10 tokens
Художественное произведение, основанное на реальных событиях, в четырёх частях с эпилогом. Мы познакомились с Ксюхой в ресторане. Как сейчас помню, решили мы с мужиками премию отметить. Час, наверное, уже сидели, когда она зашла в зал. С тремя подружками. Да я её сразу заметил, конечно, не…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 55 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →