irina_sbor (irina_sbor) wrote,
irina_sbor
irina_sbor

Грузинское многоголосие. Кето и Котэ

Мощным аккордом, завершившим наше грузинское путешествие сезона 2018 года,  стала опера «Кето и Котэ» в Тбилисском государственном театре оперы и балета  имени Закария Палиашвили.
Скажу честно – с оперой у меня сложные отношения. Я и заснуть могу….
Поэтому на всякий случай я строго сама себе сказала, что я не для того в Грузию приехала чтобы в опере дрыхнуть, а если уж совсем невмоготу будет, свешусь с балкона и буду в оркестровую яму смотреть.
Буду смотреть, как Георгий Вартанов играет.




фото из интернета


На предпоказ новой старой оперы «Кето и Котэ» мы успели. Это был наш последний вечер в Тбилиси. И провели мы его на высоком духовном уровне. И только благодаря нашему другу, музыканту оркестра оперного театра Георгию Вартанову.
Об этом прекрасном человеке и талантливом музыканте я могу писать бесконечно!
Но, зная его природную скромность, боюсь, что это ему не понравится. Поэтому отсылаю всех, кто ещё не знаком с  Георгием к моим прошлогодним публикациям о нём.

Побывать в знаменитом грузинском театре мы с Алиной мечтали давно, но всё не получалось. А тут пазлы стремительно сложились, и мы увидели впечатляющую картину!
Яркую, весёлую, игристую и пьянящую голову как хорошее грузинское вино!
Оперу Долидзе  «Кето и Котэ».



фото из интернета


Премьера оперы была назначена на начало ноября, а в конце октября шли предпоказы, на которые можно было попасть буквально с улицы и совершенно бесплатно. Но «своим» людям.
Мы знали, что в наших театрах на предпоказ обычно приглашают критиков, журналистов, родственников… Ограниченное количество зрителей в огромном зале. Вход строго по бумажкам, выписанным где-то в дебрях театральной администрации.
Подобное  ожидали увидеть и в Тбилиси.
Поэтому мы приехали к театру пораньше, чтобы пристроиться к Георгию и с видом категорически своих людей пройти в зал.
Попутно я пыталась сделать фотографии на добрую память. Вероятно, от переизбытка чувств снимки получились отвратительные. Поэтому я использовала  возможности интернета.
Но вот  чудесные балеринки из театрального сквера у меня получились вроде бы неплохо!





Мы сидели на лавочке в крохотном уютном сквере у театра и наслаждались всем увиденным.
Во-первых, зданием оперы. Красота необыкновенная!
Тбилисский государственный театр оперы и балета  имени Закария Палиашвили  с 1896 года живёт в великолепном дворце  псевдомавританского стиля на проспекте Руставели.
Оформление здания, украшение колоннами, арками и восточными узорами – работа петербургского архитектора Виктора Шретера.



фото из интернета



Внутри театр так же прекрасен, как и снаружи.
Головокружительная роскошь орнаментов, красок, света и цвета!
Вспоминаются сказки Шехерезады. Рахаты и лукумы.




фото из интернета


За свое долгое существование  театр пережил несколько пожаров, разруху, расцвет и упадок. 
В 2010 году началась реставрация театра. Она длилась шесть лет, и 30 января 2016 года театр возродился, чтобы  стать центром культурной жизни Тбилиси.
Стать символом Тбилиси.
Стать жемчужиной Тбилиси.
В театр мы заходили со служебного входа, через коридоры подсобных помещений. Никаких сопроводительных бумажек не требовали.
Когда очутились в зале, я ахнула – «своих» людей был полный зал! Весь партер был занят, мы принялись бродить по ложам балкона, выбрали себе уютное место. Но неудачное. Часть оркестра и Георгий Вартанов нам были не видны. Но я не расстроилась, потому что поняла – на этой опере я не усну!





"Кето и Котэ" - комическая опера грузинского композитора Виктора Долидзе. В основе истории о молодых влюблённых лежит знаменитая пьеса Авксентия Цагарели «Ханума».
Премьера  оперы состоялось почти сто лет назад.
11 декабря 1919 года.
А в 1948 году на Тбилисской киностудии был снят художественный фильм «Кето и Котэ» с музыкой Долидзе.
Этот фильм был очень популярным и в моём детстве. Куплеты Сако и Сико звучали повсеместно.
Поэтому, сидя на балконе в театре оперы и балета в Тбилиси, я странным образом чувствовала себя как дома. На Сахалине. В маленьком городе Корсакове.  В доме, занесенном по крышу снегом.  Где из радио льётся весёлая музыка и я, не понимая ни слова, подпрыгивая, танцую в зале. Потому что усидеть невозможно.

Как родился я на свет,
Дал вина мне старый дед.
И с тех пор всю жизнь свою
Я вино, как воду пью.
Если б я не пил вино,
Я б засох давным-давно.
Даже бочка без вина
Рассыхается до дна.




Конечно, новая версия старой оперы создана с учётом современных театральных трендов. Солисты спускаются в зрительный зал. Разгуливают между зрителями. Поют.
У нас в ложе вдруг неожиданно  появился  молодой красавец грузин, ещё секунду назад стоявший на сцене,  и стал играть роль. Роль была без слов, но очень эмоциональная лицом. Мне понравилось.
Опять же, эффект неожиданности.
Чтобы зрители не заснули, опять же.
Но, несмотря на новомодный театральный интерактив, режиссёр спектакля  Вано Хуцишвили очень бережно сохранил традиционный национальный колорит.
Мне кажется, что в этой версии «Кето и Котэ» произошло  гармоничное сочетание молодости и зрелости.
Дирижёр-постановщик  Реваз Такидзе  43 года  дирижирует  оркестром театра. Партитуру оперы знает наизусть, поэтому на его столике нет нот! Всю оперу играет на память!
Его знания, его опыт, его вкус удачно соединились с молодостью и дерзновением режиссёра. И в результате благодарная публика увидела спектакль, который, я уверена, станет украшением театра, его визитной карточкой.


ф
фото из интернета

 Зал тбилисской  оперы замечателен не только этой огромной люстрой  из австрийского хрусталя, изготовленной  по дизайну Нодара Эргемлидзе.  Сверкающее чудо весит 2600 килограмм!
Кроме правильно люстры, в зале исключительно правильная акустика!
Это когда микрофонов нет, а голос слышен. Отовсюду. Солистка пела от последнего ряда партера, и её было чётко слышно!
Без микрофонов.
Я специально это узнала у Георгия.  Потому что привыкла видеть поющих актёров, перемещающихся в зале и на сцене  с маленькими микрофонами, закреплёнными на лице.
Да, великолепная акустика и сильные красивые голоса творят настоящее оперное волшебство!
Но оперное волшебство, это не только музыка и голоса певцов. Это эффектные находки режиссёра, украшающие спектакль и восхищающие зрителей.
Выход счастливых влюбленных Кето и Котэ в финале был оформлен чрезвычайно впечатляюще. Из фойе театра по центральному проходу  к  сцене в два ряда выстроились танцоры с зажжёнными факелами.
Ах, как это было красиво! Молодые статные грузины в белоснежных чохах  и с огнём в руках!





Поэтому уснуть на опере не  удалось… Никак!
Знаменитый народный грузинский танец картули. Его ещё называют танцем новобрачных. Музыка Виктора Долидзе к этому танцу, на мой взгляд, одна из лучших.
В интернете я нашла единственный фрагмент премьеры оперы «Кето и Котэ».
Танец картули.





Наше грузинское путешествие заканчивалось. Буквально через несколько часов после ярких красок  Оперы нас встречал утренним холодом и серостью Санкт-Петербург. Резкая смена декораций и настроений. Очень резкая.
Но мы с Алиной уже мечтаем о Грузии-2019.
Строим планы под бессмертные слова куплетов  Сако и Сико.
Со старой пластинки с голосом Владимира Канделаки.

Я и вам подам совет-
Лучше в мире средства нет
От печали и забот
Пей вино, и все пройдет!
Все заботы унесет,
Всё у вас на лад пойдет,
Закружится с вами мир,
Будто в целом мире пир.




Tags: #Грузия, #Тбилиси, #театр, Грузия, Тбилиси, театр
Subscribe

Posts from This Journal “Грузия” Tag

promo irina_sbor february 9, 09:12 52
Buy for 10 tokens
Художественное произведение, основанное на реальных событиях, в четырёх частях с эпилогом. Мы познакомились с Ксюхой в ресторане. Как сейчас помню, решили мы с мужиками премию отметить. Час, наверное, уже сидели, когда она зашла в зал. С тремя подружками. Да я её сразу заметил, конечно, не…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →