Хозяйка Медной горы живет в нашей семье 68 лет.
Папа подарил её маме через несколько месяцев после свадьбы.
Это был его первый подарок - Хозяйка прекрасно украшала единственную комнату молодой семьи!
Но теперь, спустя столько лет, я вдруг подумала, а не было ли это ещё и признанием маминой бесспорной власти в нашем семействе?
Папа был ироничным человеком и, может быть, этим подарком он признал полную «капитуляцию» перед молодой женой…
Хозяйка Медной горы - хозяйке большого дома.
Это свадебная фотография моих родителей.
Южно-Сахалинск, январь 1951 года.
А познакомились они в 1950 году. Юг острова, освобождённый от японцев, активно заселялся гражданским населением, но военных, на радость девушкам, было очень много.
Папа служил в Корсакове в Охране водного региона Тихоокеанского флота.
Мама жила с родителями в Южно-Сахалинске, работала бухгалтером в конторе кинопроката.
Вместе с подружками они приезжали на танцы в военно-морскую часть, где служил папа. Там они и познакомились.
Ухажёров у маменьки было много. Одновременно с папенькой, за мамой активно ухаживал Коля Авдеев, коммунист, человек с активной жизненной позицией и с хорошим карьерным ростом.
Но мама отдала своё сердце Коле Усову, человеку беспартийному, простому, потому что лучшего кавалера на танцах не было! Танго, фокстрот, вальсы – папа танцевал безупречно!
Партийный билет в кармане Коли Авдеева тихо вздыхал, глядя, как лихо Коля Усов выделывает ногами замысловатые кренделя!
И вот, мама полюбила папу.
А папа, как гласит семейная легенда, встретил маменьку в грустную пору своей личной жизни - его бросила любимая девушка. И вот назло изменщице коварной, папа стал обаять маму и всё закончилось свадьбой в заснеженном новогоднем Южно-Сахалинске.
Папа был невероятно лёгким человеком.
Несмотря на драматическую историю о несчастной любви, к маме он относился очень уважительно и бережно.
Да он вообще ко всему миру относился уважительно и бережно. Любил жизнь, любил её красоту…
Трудности переживал с юмором, поэтому я не помню его в плохом настроении, в унынии, в гневе.
Он всегда находил поводы для радости.
И сам любил радовать других!
Прожив несколько лет после свадьбы в бараке, мои родители купили роскошный деревянный дом на окраине города.
Хозяйку Медной горы в красном сарафане сразу поселили в залу.
Кроме неё в самой большой и нарядной комнате дома проживал юный фарфоровый Александр Пушкин, задумчиво сидящий в поэтическом блаженстве за маленьким столиком, фарфоровая Балерина, распластанная на полу в позе умирающего лебедя.
И бюст Петра Ильича Чайковского из силумина - тёмного и тяжёлого сплава алюминия с кремнием.
Поэт, композитор и балерина украшали пианино «Приморье» – орудие пытки моей старшей сестры.
Хозяйка украшала телевизор.
Клейма на Хозяйке нет, поэтому утверждать, что она прилетела к нам прямо из Дулево я не могу.
Знаю, что в 50-х годах на фабрике "Дулево" начали выпускать статуэтку "Хозяйка Медной горы" в красном сарафане.
"Автор Павел Михайлович Кожин, скульптор-анималист, работавший в различных керамических материалах.
С 1938 года творчество П. М. Кожина связано с Дулевским фарфоровым заводом. Созданию скульптур предшествовали рисунки с натуры, в материале фигура компоновалась вместе с окружением морского или речного дна: ракушками, водорослями, камнями. Кроме того, П. М. Кожин работал в историческом, литературном и фольклорном жанре ("Царевна-лягушка", "Сказка о глупом мышонке", "Иванушка в полете", "Хозяйка Медной горы», "Баян"). (Интернет)
Конечно, Хозяйку я любила больше задумчивого Пушкина, тяжело-мрачного Чайковского и умирающей Балерины.
В Хозяйке я любила всё, особенно её лицо.
Оно до сих пор восхищает меня сказочной красотой и тонкостью исполнения.
И почему-то только лицо сохранило абсолютно яркие краски! Всё остальное убранство красавицы, как-то малость потускнело и облезло…
В жизни нашей фарфоровой красавицы однажды случилась жестокая драма – она упала с телевизора и разбилась. Этот момент я запомнила на всю жизнь.
Трагедия произошла в самый разгар очередной гулянки – так в нашем доме назывался приход гостей.
Гулянки проходили весело и шумно.
Сначала гости пили и закусывали в столовой. Дом у нас был большой, с отдельной комнатой для застолий.
А потом начиналась культурная программа. Для этого из залы выносились кресла, столик - освобождалось пространство для танцев. Танцы проходили под пластинки.
«Рио-Рита», «Брызги шампанского» – эти волшебные названия я слышала с детства.
Танцы были с «переодеванием» и с «выходом».
«Переодевание» состояло в … переодевании.
Гости набивались в родительскую спальню, вытаскивали из шкафа всякую одежду и переодевались. Тётеньки в дяденек, а дяденьки в тётенек. Потом весь этот маскарад вываливался в залу и под хохот начинал вальсировать друг с другом.
Танец с «выходом» – это была "Цыганочка". Цыганочка шла под живой аккомпанемент.
За пианино «Приморье» усаживалась моя старшая сестра и начинала играть Цыганочку.
Стадию «выхода» особенно любил и со смаком исполнял дядя Вася. Он так бил пятками об пол, появляясь из коридора в залу, так хлопал в ладоши и вскрикивал: «Эть! Оба! Эть! Оба!», что остальные гости уступали ему право «выхода» и полное пространство в зале.
И вот однажды дядя Вася с особым смаком сделал «выход».
А пол в нашем доме состоял из деревянных досок, которые, при известных нагрузках начинали прогибаться.
А телевизор стоял на столике, сделанном папой собственноручно и как две капли воды похожем на крутящиеся стулья для пианистов. Небольшая столешница на одном винтовом креплении соединялась с замысловато выгнутыми ножками. И было это очень красиво, но не устойчиво.
И вот сестра Оля в экстазе бьёт по клавишам пианино, дядя Вася в экстазе бьёт пятками пол, доски прогибаются, Хозяйка медленно ползёт к краю телевизора, гости хлопают в ладоши и ничего не замечают, кроме «выхода» дяди Васи…
Хозяйка падает на пол.
Немая сцена.
Мама в обмороке.
Было очень смешно!
Папа потом всё бережно склеил. У него были золотые руки.
И склеенная, но не побеждённая Хозяйка, совершив длинное путешествие из Сахалина в Украину, из Украины в Сосновый Бор, живёт теперь покойно на маминой тумбочке.
Раз в год я мою её тёплой мыльной водой.
Она по-прежнему молода и прекрасна!
Вместе с Хозяйкой, живет с нами в Сосновом Бору ещё один папин подарок.
Это кувшин.
Ломоносовский фарфоровый завод. Год выпуска определить не могу, вероятно, 60-й.
Я помню этот кувшин всегда.
Я часами рассматривала его диковинные цветы. Я очень любила их рисовать.
В кувшине всегда жила кипячёная вода. Для меня. Потому что пить сырую воду мне запрещали. Я пила воду прямо из кувшина, всякий раз любуясь своим кривоватым отражением на дне кувшина...
Кувшин разбился, когда я уехала учиться в Ленинград.
Папа склеил черепки, и он продолжал жить на нашем столе.
Когда я забрала к себе маму, я хотела было кувшин выбросить, считается плохой приметой держать в доме битую посуду.
Но рука не поднялась.
Да и потом – какая это битая посуда?
Это - памятник, свидетель счастливой семейной жизни моих родителей.
Свидетелей не убивают.
Journal information