Эти звуки ворвались в моё сознание вместе с начальными титрами фильма «С широко закрытыми глазами» Стэнли Кубрика.
Да, подумала я, какая прекрасная музыка! Вот ведь, проклятые буржуины, такое насочиняют…
Но, странно, чем-то русским веет от этих звуков… русским вальсом…
Парк, духовой оркестр и тюлево-кружевные дамы вальсируют с кавалерами… и тонкая рука, затянутая шёлковой перчаткой, как трепетная птица, слегка присела на золотой тяжёлый эполет….
Волшебство, навеянное прекрасной музыкой, грубо разрушил кадр, в котором героиня неспешно делает свои дела на унитазе…тьфу, крякнула я сама себе… однако...великий режиссёр работает на контрастах. Красивая музыка и тётка на горшке. Пусть даже эта тётка – прекрасная Николь Кидман.
Потом я забыла музыку, потом забыла фильм…
И однажды, подбирая музыкальное оформление к видеоматериалу, звукооператор предложил мне знакомую мелодию, на что я, в попытке блеснуть умом и сообразительностью, говорю:
- Да, да, знаю, знаю, это саундтрек к закрытым глазам Кубрика!
Коллега посмотрел на меня широко открытыми глазами и с нескрываемой жалостью сказал:
- Егорова, это Шостакович. Вальс…
Да, это был Вальс №2 из так называемой «Джазовой сюиты» Шостаковича.
Произведение такое же загадочное, как и прекрасное!
Сейчас в интернете можно найти текст Валерия Лебедева, философа, историка, редактора и издателя американского общественно-политического еженедельника «Лебедь» на русском языке.
Своеобразное исследование тайны Второго Вальса.
Но в его работе, посвященной истории создания Вальса, больше вопросов, чем ответов. Точно известно только имя автора - Дмитрий Шостакович. Остальное - скрыто от нас.
Никто не знает настоящего названия этого музыкального произведения. Никто не знает год его написания. Никто не понимает, почему на Западе этот вальс называют Русским и тамошняя публика его хорошо знает и любит. В отличие от русских.
Позволю себе цитату от Лебедева:
«Это музыка яркая, своего рода гимн страны. Почему же она не стала известна в России? Точного ответа нигде нет. Я думаю – потому, что так хотел Шостакович. Но почему? Потому что он как бы не автор этой музыки. И вместе с тем – это именно он ее написал. Тогда как понять эту диалектику в духе «песня слышится и не слышится»?
А я думаю, что эту диалектику понимать не надо.
Её надо слушать.
И смотреть, если на картинке в вихре вальса тюлево-кружевные дамы кружатся с кавалерами… и тонкая рука, затянутая шёлковой перчаткой, как трепетная птица, слегка присела на золотой тяжёлый эполет….
Journal information