Categories:

О разговорах умных, мозги тренирующих

Как-то была в гостях у друзей.

И вообразите – со свистом и наслаждением упала в полемику!

Редко теперь в реальной жизни можно упасть в острую полемику. Люди моего престарелого возраста полемизируют только на две острые темы – страшные болезни и бестолковые врачи.

 А! Ещё можно упасть в полемику о судьбе нашей Родины!

Первая тема мне скучна, а за вторую можно и по лбу получить. Поэтому я молчу. 

А тут вдруг такая возможность – поупражняться в логике и в красноречии с Владимиром, студентом юрфака!

Тем более, я очень люблю молодых людей!

Я всегда была убеждена, что человеку необходимо умение хорошо и правильно говорить. Ораторское искусство развивает ум, логическое мышление, быструю реакцию.

Но, увы и ах, не все граждане  мои убеждения разделяют, поэтому  говорить приходится в основном на темы бытовые, не требующие работы мозга. 

Я, бывает, так и поддерживаю разговор односложными одобряющими звуками, типа, ага-ага, вот-вот, да-да, ой-ой.

И вот мне представился редкий случай интенсивно пошевелить мозгами!

Для разминки мы с Владимиром обсудили роман Булгакова «Мастер и Маргарита» в контексте борьбы сил добра и зла,  учитывая загадочную роль жены писателя Елены Сергеевны.

Небрежно обменявшись мнением по этому вопросу, мы схлестнулись в оценке образа Иешуа.

Здесь необходимо отметить, что Владимир – агрессивный атеист, что в его возрасте, наверно, простительно. А я знаю, что Бог есть и Владимир знает, что я это знаю…

Поэтому бились мы не на жизнь, а на смерть.

Я утверждала, что образ Иешуа прописан слабо, а мой оппонент, не ожидая такого поворота, вынужден был отстаивать противоположную точку зрения.

Потом мы перешли к месту и роли христианства  в истории развития  человечества.

Скажу честно, мне было очень тяжело спорить с молодым, быстро думающим и ещё более быстро говорящим человеком, аргументировано отстаивающим  свою позицию.

Местами я  глубокомысленно попивала коньяк, медленно заедая фруктами, чтобы оттянуть время, обдумать ответ и не потерять лицо!

Мой обленившийся ум вскипал так, что я вынуждена была очень часто попивать и заедать!

Всё закончилось благополучно.

Как всегда победила дружба.

Я получила хорошую  встряску мозгов и речевого аппарата.

Что получил мой оппонент – не известно.

Однако лицо его было довольное,  и мы договорились периодически вместе впадать. В полемику.

Тут вспоминается исключительный по красоте и глубине мысли случай из моей преподавательской деятельности в филиале одного из Петербургских университетов.

Я принимала экзамен по «Управлению общественными отношениями» у заочников 4 курса.

С группой этой никогда не работала, поэтому студентов видела первый раз.

На экзамене я всегда разрешала открыто пользоваться всеми помогающими средствами – конспектами, планшетами, интернетами, телефонами. Потому что они всё равно будут списывать и выглядит это, особенно для взрослых заочников, как-то уничижительно…

................................................................................

Он подошёл ко мне отвечать самый последний. Весьма представительный мужчина в самом расцвете 30 лет.

Положил билет и, запинаясь почти на каждом предложении, стал зачитывать ответ, тупо переписанный из интернета.

Тема была очень интересная,  о персональном имидже политического лидера. Я быстро его прервала:

- Хорошо, это вы  списали, а значит, всё-таки над вопросом поработали. А теперь, используя конкретный пример, вы расскажите о персональном имидже конкретного политического деятеля. Неважно какого. Кто вам нравится больше всего.

Ни один мускул на лице студента не дрогнул. Но за внешним бесстрастием я уловила лихорадочную мозговую деятельность.  Она была бесплодна – студент молчал.

 - Хорошо. Давайте по порядку. Скажите, кто из политических деятелей вам нравится?

Молчание.

- Так. Понятно. А скажите, кого из политических деятелей нашей страны вы знаете?

Молчание.

- Ну, хоть кого-то из руководителей нашей страны вы знаете?

Глаза студента радостно сверкнули.

- Знаю. Путина.

Я судорожно перевела дух и взбодрилась.

- Вот, прекрасно, очень хороший пример, просто замечательный. Вам Путин нравится?

Студент обиженно буркнул:

- Конечно!

- А как вы считаете, каков персональный имидж нашего президента? Из чего он складывается?

Я задала эти вопросы и сама испугалась.

Студент явственно впал в такой ступор, что спроси я его собственную фамилию, имя, отчество, он же не ответит!

- Хорошо, хорошо. А скажите мне, пожалуйста, вот вам, как россиянину, как гражданину России, то есть, чем нравится президент страны?

Молчание.

- Что-то вам нравится в президенте – его внешний вид, его манера говорить, его поступки?

Молчание.

Замолчала и я.

И вдруг студент оживился и выпалил.

- Мне нравится, как наш президент  опускается на морское дно и с птицами в небе летает.

Клянусь, это было сказано серьёзно, без тени иронии или усмешки. Было видно, что составить такое сложное предложение студенту стоило героических усилий.

Я открыла зачётку. Там стояли одни тройки. Я поставила «удовлетворительно», рассудив, что  никакие двойки не научат этого студента выражать голосом свои мысли.

Но для очистки совести, отдавая зачётную книжку, я решила напутствовать студента в жизнь.

- Вы знаете, я хочу обратить ваше внимание на то, что вам необходимо развивать свою речь. Вы будущий управленец, вам придётся работать с людьми, разговаривать, выдавать задания и требовать исполнения. Не умея говорить, работать будет очень сложно.

Мужчина преданно смотрел на меня, и по его глазам я видела – он меня понимает и даже со мной согласен.

- Вот вы на работе со своими коллегами разговариваете?

Молчание.

- А где вы работаете, если не секрет?

- В ритуальных услугах.

Лицо студента ничего выражало.

Дык, кроме покойников у вас же там и живые люди бывают, захотелось мне заорать и стукнуть его по голове экзаменационными билетами. Но я сдержалась.

- Ну, хорошо, в ритуальных услугах. Так ведь к вам приходят люди какие-то… родственники…  С ними же говорить надо…

- Я в охране работаю.

- И что, вы с коллегами охранниками не разговариваете?

- Почти. А зачем?

………………………………………………………………

Я потом у старосты группы поинтересовалась:

- А на других предметах он тоже так себя ведет?

- Да на всех. Не обращайте внимания, он всегда такой.

…………………………………………………………………..

Мы встретились через полгода на летней сессии. Студент «всегда такой» взял билет и молча сел за последнюю парту.

Когда все сдали экзамен и вышли из аудитории, он подошёл к моему столу и положил мне на стол:

- букет цветов,

- экзаменационный билет,

- зачётную книжку, открытую на нужной странице.

Молча.

Его бесстрастное лицо выражало… да ничего оно не выражало!

Я взяла зачётку, написала «удовлетворительно», расписалась и пожелала студенту счастливого пути.

Он попробовал улыбнуться и  вышел.

Молча.

А мне до сих пор стыдно.

Вот такие, как я, обесчестили высшее образование России....

Текст украсили фотографии лиц лучших бывших студентов нашего бывшего филиала. Автор фото - Ф.Н.Подымака.


promo irina_sbor июль 13, 2021 19:25 120
Buy for 10 tokens
Когда они уволили нашего директора, я молчала. Считала, что вмешиваться в эти проблемы мне не стоит. Ради общего благородного дела, которое мы делали. Нет, конечно, я была сильно возмущена, потому что увольнение было несправедливым, вопиющим по наглости, бессмысленным по содержанию. Но…
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →