О разговорах умных, мозги тренирующих
Как-то была в гостях у друзей.
И вообразите – со свистом и наслаждением упала в полемику!
Редко теперь в реальной жизни можно упасть в острую полемику. Люди моего престарелого возраста полемизируют только на две острые темы – страшные болезни и бестолковые врачи.
А! Ещё можно упасть в полемику о судьбе нашей Родины!
Первая тема мне скучна, а за вторую можно и по лбу получить. Поэтому я молчу.
А тут вдруг такая возможность – поупражняться в логике и в красноречии с Владимиром, студентом юрфака!
Тем более, я очень люблю молодых людей!
Я всегда была убеждена, что человеку необходимо умение хорошо и правильно говорить. Ораторское искусство развивает ум, логическое мышление, быструю реакцию.
Но, увы и ах, не все граждане мои убеждения разделяют, поэтому говорить приходится в основном на темы бытовые, не требующие работы мозга.
Я, бывает, так и поддерживаю разговор односложными одобряющими звуками, типа, ага-ага, вот-вот, да-да, ой-ой.
И вот мне представился редкий случай интенсивно пошевелить мозгами!
Для разминки мы с Владимиром обсудили роман Булгакова «Мастер и Маргарита» в контексте борьбы сил добра и зла, учитывая загадочную роль жены писателя Елены Сергеевны.
Небрежно обменявшись мнением по этому вопросу, мы схлестнулись в оценке образа Иешуа.
Здесь необходимо отметить, что Владимир – агрессивный атеист, что в его возрасте, наверно, простительно. А я знаю, что Бог есть и Владимир знает, что я это знаю…
Поэтому бились мы не на жизнь, а на смерть.
Я утверждала, что образ Иешуа прописан слабо, а мой оппонент, не ожидая такого поворота, вынужден был отстаивать противоположную точку зрения.
Потом мы перешли к месту и роли христианства в истории развития человечества.
Скажу честно, мне было очень тяжело спорить с молодым, быстро думающим и ещё более быстро говорящим человеком, аргументировано отстаивающим свою позицию.
Местами я глубокомысленно попивала коньяк, медленно заедая фруктами, чтобы оттянуть время, обдумать ответ и не потерять лицо!
Мой обленившийся ум вскипал так, что я вынуждена была очень часто попивать и заедать!
Всё закончилось благополучно.
Как всегда победила дружба.
Я получила хорошую встряску мозгов и речевого аппарата.
Что получил мой оппонент – не известно.
Однако лицо его было довольное, и мы договорились периодически вместе впадать. В полемику.
Тут вспоминается исключительный по красоте и глубине мысли случай из моей преподавательской деятельности в филиале одного из Петербургских университетов.
Я принимала экзамен по «Управлению общественными отношениями» у заочников 4 курса.
С группой этой никогда не работала, поэтому студентов видела первый раз.
На экзамене я всегда разрешала открыто пользоваться всеми помогающими средствами – конспектами, планшетами, интернетами, телефонами. Потому что они всё равно будут списывать и выглядит это, особенно для взрослых заочников, как-то уничижительно…
........................................
Он подошёл ко мне отвечать самый последний. Весьма представительный мужчина в самом расцвете 30 лет.
Положил билет и, запинаясь почти на каждом предложении, стал зачитывать ответ, тупо переписанный из интернета.
Тема была очень интересная, о персональном имидже политического лидера. Я быстро его прервала:
- Хорошо, это вы списали, а значит, всё-таки над вопросом поработали. А теперь, используя конкретный пример, вы расскажите о персональном имидже конкретного политического деятеля. Неважно какого. Кто вам нравится больше всего.
Ни один мускул на лице студента не дрогнул. Но за внешним бесстрастием я уловила лихорадочную мозговую деятельность. Она была бесплодна – студент молчал.
- Хорошо. Давайте по порядку. Скажите, кто из политических деятелей вам нравится?
Молчание.
- Так. Понятно. А скажите, кого из политических деятелей нашей страны вы знаете?
Молчание.
- Ну, хоть кого-то из руководителей нашей страны вы знаете?
Глаза студента радостно сверкнули.
- Знаю. Путина.
Я судорожно перевела дух и взбодрилась.
- Вот, прекрасно, очень хороший пример, просто замечательный. Вам Путин нравится?
Студент обиженно буркнул:
- Конечно!
- А как вы считаете, каков персональный имидж нашего президента? Из чего он складывается?
Я задала эти вопросы и сама испугалась.
Студент явственно впал в такой ступор, что спроси я его собственную фамилию, имя, отчество, он же не ответит!
- Хорошо, хорошо. А скажите мне, пожалуйста, вот вам, как россиянину, как гражданину России, то есть, чем нравится президент страны?
Молчание.
- Что-то вам нравится в президенте – его внешний вид, его манера говорить, его поступки?
Молчание.
Замолчала и я.
И вдруг студент оживился и выпалил.
- Мне нравится, как наш президент опускается на морское дно и с птицами в небе летает.
Клянусь, это было сказано серьёзно, без тени иронии или усмешки. Было видно, что составить такое сложное предложение студенту стоило героических усилий.
Я открыла зачётку. Там стояли одни тройки. Я поставила «удовлетворительно», рассудив, что никакие двойки не научат этого студента выражать голосом свои мысли.
Но для очистки совести, отдавая зачётную книжку, я решила напутствовать студента в жизнь.
- Вы знаете, я хочу обратить ваше внимание на то, что вам необходимо развивать свою речь. Вы будущий управленец, вам придётся работать с людьми, разговаривать, выдавать задания и требовать исполнения. Не умея говорить, работать будет очень сложно.
Мужчина преданно смотрел на меня, и по его глазам я видела – он меня понимает и даже со мной согласен.
- Вот вы на работе со своими коллегами разговариваете?
Молчание.
- А где вы работаете, если не секрет?
- В ритуальных услугах.
Лицо студента ничего выражало.
Дык, кроме покойников у вас же там и живые люди бывают, захотелось мне заорать и стукнуть его по голове экзаменационными билетами. Но я сдержалась.
- Ну, хорошо, в ритуальных услугах. Так ведь к вам приходят люди какие-то… родственники… С ними же говорить надо…
- Я в охране работаю.
- И что, вы с коллегами охранниками не разговариваете?
- Почти. А зачем?
………………………………………………………………
Я потом у старосты группы поинтересовалась:
- А на других предметах он тоже так себя ведет?
- Да на всех. Не обращайте внимания, он всегда такой.
…………………………………………………………………..
Мы встретились через полгода на летней сессии. Студент «всегда такой» взял билет и молча сел за последнюю парту.
Когда все сдали экзамен и вышли из аудитории, он подошёл к моему столу и положил мне на стол:
- букет цветов,
- экзаменационный билет,
- зачётную книжку, открытую на нужной странице.
Молча.
Его бесстрастное лицо выражало… да ничего оно не выражало!
Я взяла зачётку, написала «удовлетворительно», расписалась и пожелала студенту счастливого пути.
Он попробовал улыбнуться и вышел.
Молча.
А мне до сих пор стыдно.
Вот такие, как я, обесчестили высшее образование России....
Текст украсили фотографии лиц лучших бывших студентов нашего бывшего филиала. Автор фото - Ф.Н.Подымака.
Journal information
- Current price10 LJ Tokens
- Social capital2 651
- Friends of
- Duration24 hours
- Minimal stake10 LJT
- View all available promo
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →