irina_sbor (irina_sbor) wrote,
irina_sbor
irina_sbor

Categories:

Мои 90-е. Жизнь в телевизоре

(часть 3)
Часть 4

Мудрые люди давно заметили – мироздание не может душить человека со всех сторон одновременно.
Мироздание  с одной стороны придушит, а с другой погладит. А то и подарок какой преподнесёт.
Главное в своём страдальческом порыве это заметить и быть благодарным.
Справедливость этого утверждения я испытала на себе.
С одной стороны 90-е от души навалили мне голода и безденежья.
А с другой – они дали мне возможность работать в СМИ.




О таком счастье я никогда не мечтала!
Выбрав путь инженерши, как презрительно называла  студенток наша институтская преподавательница  математики, я считала, что  творческие муки журналиста мне  не грозят.
И вот я пишу статьи в газету, делаю репортажи на радио, веду прямые эфиры на телевидении.
Для меня это был невероятный подарок судьбы!

90-е дали возможность  многим творческим людям, не имеющим  диплом  журфака, работать в СМИ. И не просто работать, а стать звездой экрана и микрофона.
Я в звёзды не метила.
Имея чрезвычайно низкую самооценку, я вообще не собиралась  выходить на публику. Ни голосом,  ни лицом. Они мне ужасно не нравились. Ни голос, ни лицо. Я думала:  если я сама себе не нравлюсь, чего народ смешить?
Я мечтала писать в газету! Я люблю плести кружево из слов и предложений, я люблю эту бесконечную игру со смыслом и подтекстом. Но мне предложили радио.
Когда я услышала первый раз свой голос из динамика, я  чуть не покрылась трупными пятнами от ужаса. Более мерзкого по тембру и интонациям фальцета я в свое жизни не знала. Кстати, когда я первый раз увидела себя на экране, я чуть не заплакала. Такое это было невыносимо жалкое зрелище.
И потребовалось время и участие коллег, чтобы я смогла поверить в себя и понять – я не хуже других. Я такая же, как все. Но если я постараюсь, я стану немного лучше!
Мы, к сожалению, не видим и не слышим себя со стороны. Мы воображаем себе некий образ и считаем, что его и  видят все окружающие.
А на самом деле им любуется только автор произведения. И если этот образ нарисован человеком с заниженной самооценкой, то стоит  большого труда и усилий вернуть человеку его настоящее представление о себе.
Поэтому я прошла все стадии познания самое себя. От полного неприятия и отторжения до … до смирения. Ну и ладно, сказала я себе. Какая есть, такая есть.
Но стала над собой работать – придавать писклявому голосу естественность и учиться улыбаться в камеру! Это было самое трудное. Улыбаться холодному зрачку объектива непросто!
Но я не об этом вообще-то.
Я о том, что пришла в журналистику с чистым, как белый лист, сознанием. Я ничего не знала о тонкостях профессии, но я чётко представляла, что бы я хотела услышать по радио и посмотреть по телевизору. И это определило мои журналистские принципы. Я делала только то, что мне самой было бы интересно услышать и увидеть.
И нас был целый творческий коллектив.
Мы строили новое телевидение в маленьком провинциальном городке. После сдержанного официоза и пафоса советских телепрограмм мы возвращали на телеэкраны простую жизнь простых людей. С их заботами и радостями.  Наших соседей, наших знакомых, наших коллег.
Мы имели  чёткое представление, что надо делать, но не знали, как. И мы учились.
У старших товарищей учились. На курсах, которые в те годы проводило в Москве АНО «Интерньюс». О нём будет разговор чуть позже, а пока я скажу, что работать было не просто интересно, работать было счастливо!
Потому что мы были свободные и наглые в своём творчестве!
Все молодые, азартные, голодные, без денег и поэтому равные по статусу и по финансовому благополучию.
Все охвачены одной идеей – рассказать и показать горожанам, что происходит в городе. Что происходит на улицах, в кабинетах чиновников, в квартирах рядовых сосновоборцев.  Чем живёт город, чем дышит. Показать жизнь такой, какая она есть. Без прикрас. Без ретуши и рекомендаций вышестоящих организаций. Без цензуры. Единственная цензура – твой вкус, твоя совесть. Если этого не хватало –  слово главного редактора.

Ах, это слово главного редактора! О нём можно писать оды!
Слово верховного судьи,  старшего товарища, друга и единомышленника! Повезло тем коллективам у кого главный редактор обладает этими качествами.
И мне повезло. В журналистику меня выпустила мой первый и единственный главный редактор Нина Петровна.  Она давала нам полную свободу действий. Свободу действий во имя родного города и его жителей. И это было главным в нашей работе.
Не указания из мэрии. Не загаживание эфира пустыми  рассуждениями и демагогией.

Город переживал трудные времена. Горожане в растерянности, предприятия в обмороке. Но  власть старалась. Старалась сохранить  в городе спокойствие и порядок. А мы пытались взвешенно и объективно рассказывать, что происходит.
В те далекие времена взять интервью у руководителей города было просто.
Мы могли задавать любые вопросы, которые не надо было предварительно согласовывать. Это был разговор людей, делающих одно дело. Людей,  имеющих убеждения. Иногда  они не совпадали. И мы вступали в споры с властью, отстаивая интересы горожан.
Мы относились к власти уважительно, но без подобострастия. И мы не врали.
Да, если возникала необходимость, мы могли говорить часть правды. Иногда молчать. Потому что понимали, какой силой обладает слово, сказанное с экрана. Иногда и молчание необходимо.
Но мы не врали. Врать в эфире нам казалось омерзительным!

Мы были полны идеалов! Мы делали новое телевидение, по новым правилам, свободное от лжи и лицемерия. Сколько было споров, разговоров  о правде, о журналистской этике. Нашу искренность и  творческую свободу чувствовали и зрители и слушатели! Горожане любили студию. Потому что мы были с ними, мы были их частью.
И вместе мы создавали гражданское  общество городка.
Помню, как наш мэр Валерий Некрасов  опасался, что  Сосновый Бор может превратиться в спальный район Петербурга. Когда сосновоборцы будут  уезжать в Питер работать и развлекаться, а в родном городе только ночевать.
Но тогда, 30 лет назад, город наш жил очень яркой и активной жизнью.
Выборы в Совет депутатов, яростные битвы за голоса избирателей, программы и обсуждения кандидатов, наших же горожан!

Талантливые и смелые спектакли Народного театра!
Интеллигентные музыкально-театральные посиделки в Клубе полуночников клуба профкома ЛАЭС …
Жизнь в городе кипела!
Мы старались побывать везде и показать всё. От митингов строителей, протестующих против задержки зарплаты до приезда анархистов, мечтающих освободить мир от атомных электростанций…

Сейчас, глядя из нашего сытого сегодня в то голодное вчера, я в который раз удивляюсь энергии, задору, интересу к жизни, которые были у нас!
Мы не чувствовали себя случайными свидетелями жизни.
Мы чувствовали себя строителями нового мира!
Который, разумеется, будет лучше прежнего! И мы увидим небо в алмазах!
Мы жили на большом душевном подъёме. Придумывали новые программы, мучились над текстами. Радовались каждой удачной фразе, каждому необычному кадру. Была у нас и творческая ревность и профессиональные споры. И орали друг на друга, и ругались и дверью хлопали – это была очень эмоциональная жизнь. И не за себя орали. За идею! За настоящее телевидение.
Но не было грызни, стукачества и подсиживания.
Денег все получали одинаково мало. Делить было нечего. Только идеи!
Жили весело. С особенным удовольствием  и куражом делали развлекательные программы. И раз в год, на первое апреля, мы позволяли себе покуситься на святое – на выпуск новостей. Мы делали пародии сами на себя, мы выдумывали завиральные истории и выдавали их за городские новости.
У меня нет, к сожалению, никакого видео из тех 90-х, но сохранился первоапрельский выпуск новостей, снятый в 2003 году.
Он сохранил в себе дух того времени - свободу, лёгкость, небрежность и наивность…


(продолжение следует)


Tags: #ностальгия, #опупея, ностальгия, опупея
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Снятие порчи, кармы зачистка

    Я стояла перед обычной дверью квартиры в обычной пятиэтажке и волновалась. Да что там волновалась. Я трусила! Вот честно! Я стояла и боялась нажать…

  • Три дня с дальнобойщиком. Часть 4

    (часть 1) (часть 2) (часть 3) Несмотря на явные неудобства жизни на колёсах, ехать было интересно. Во-первых, я люблю дорогу, она утоляет все мои…

  • Три дня с дальнобойщиком. Часть 3

    (часть 1) (часть 2) Ранним утром мы ехали по улицам спящего Мариуполя. Мне было грустно. Этот южный город-работяга принял нас, бродяг с Сахалина,…

promo irina_sbor november 5, 2015 23:29 7
Buy for 10 tokens
Я люблю отель «Санкт-Петербург» потому что там есть две потрясающие вещи – панорамные окна с широкими подоконниками и видом на Неву и картофельная запеканка в ресторане «Беринг». Ради этого я готова на многое. Даже на такое - поехать в Питер не ради хорошего спектакля…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 120 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →