Они – проводники. Проводники в мир искусства, литературы, архитектуры, краеведения, истории, народных сказаний.
Хорошо образованные, любознательные и открытые миру.
Все три дня проводником в страну вепсов у нас был Пётр Васильев.
Поэтому сначала о человеке, о путешествии потом.

Журналист, краевед, член Союза писателей России, руководитель информационного сайта «Свирские берега».
Оказалось, что мы с ним знакомы!
В светлые для российской журналистики девянностые Васильев и я работали в СМИ и встречались на мероприятиях в Питере. Приезжал Пётр Александрович и к нам в город на семинар «Интерньюс».
Поэтому поговорить нам было о чём!
Но, честно говоря, ни о чём кроме красоты и загадочности вепсского края рассуждать не хотелось.
И здесь Пётр Александрович сделал то, что не смог бы сотворить ни один экскурсовод – он влюбил нас в свою малую родину, он влюбил нас в свой народ (Васильев вепс), в культуру и традиции края.
Он уверенно и увлечённо провёл нас по таким заповедным тропам, погрузил нас в такие предания, сказания и мистические тайны, что равнодушным остаться было невозможно!
Естественно, что и сам проводник должен быть с чистейшими помыслами.
Иначе мир предков закрылся бы перед ним. И никакие энциклопедические знания не спасли.
Поэтому, пользуясь случаем, я хочу передать привет Петру Александровичу Васильеву и еще раз сказать: «Спасибо!»

Несмотря на то, что автомобильные дороги являются единственной связующей нитью многочисленных поселений Подпорожья, эти дороги …………………………………………………………………...............
И вот первая остановка - деревня Чикозеро.
На самом деле деревня называется Аверкиевская, но в народе она именуется по названию озера.
Первое упоминание об этой деревне датируется 1496 годом.
И за прошедшие 500 лет Аверкиевская сильно преобразилась. От неё остались пустые, покинутые людьми дома, да две бабушки – местные жительницы. Летом приезжают несколько семей на отдых – места вокруг благодатные. Святые.
Вот Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Конечно, её жизнь была полна драматических событий, разрухи, закрытия, почти уничтожения…
Но вот стоит восстановленная красавица на пригорке, а рядом - верные подруги, четырёхсотлетние ели.
Совершенно аутентичные, как сейчас модно говорить.

А оказалось, что это одна гигантская ель. С огромным стволом.
Местные жители верят, что если повязать на еловую ветку ленточку, загадав желание, то просьба исполнится.
Вот так. И стоит густая великанская ель в ленточках. А еще в стволе выдолблена ниша для иконы. Можно поставить икону в ель и молиться.
Честно говоря, я от этого сплетения язычества и православия немного ошалела.
Как-то всё так лихо, в одном флаконе и храм православный и ель в ленточках…
Я думаю, что вепсы - народ прагматичный, веровали и в христианского Бога и в Лесного духа – во всех.
На всякий случай. Чтобы уж наверняка.

Названия чудные, но такие красивые!
Есть красивая легенда и у Крестозера. Пересказывать её не буду, боюсь чего-нибудь напутать, скажу только, что лил дождь, вода в пятнах кувшинок покрывалась водяными мурашками, было холодно, неуютно, но очень величественно и спокойно.

Северная природа имеет суровый вид, грозный.
Таких огромных деревьев я никогда не видела!
Деревья были не просто высоченные, их ровные, прямые как стрелы стволы напоминали мне великанов, живых существ – хозяев леса.
Я понимала, почему вепсы так почитали Духа леса.
Глядя на бесконечный ряд исполинских берез, осин, елей, пролетающих мимо автобусных окон, я слушала рассказы Петра Александровича о вепсских традициях, о Духе Леса, об отношении вепсов к деревьям как к живым существам!
В краю бескрайних лесов вепсы топили баню по-чёрному, чтобы лишний раз не жечь деревья!
Это удивительное единение человека и природы.
Я смотрела на грозную тёмно-зелёную стену, и мне казалось, что жить в этом лесу невозможно, это смертельно опасно!
А люди жили, и любили и понимали лес.
Потом я представила наш маленький автобус, летящий по совершенно безлюдной дороге, зажатой с двух сторон огромными лесными великанами и вдруг, на какое-то время, мне показалось, что это мы – инопланетяне на Земле.
Что мы стрелой проносимся мимо истинных жителей голубой планеты, не понимая и опасаясь их. Уносимся в свои города, мертвые, фальшивые, бестолковые и там отсиживаемся.
А настоящая жизнь неспешно идёт в этом диком, глухом краю. Здесь гигантские деревья застыли в ожидании тех, кто их понимает, любит, жалеет. Они ждут своих друзей, вепсов, и они их дождутся.
Вот о чём думала я, следуя за проводником Петром Васильевым всё дальше и дальше в страну вепсов.
Journal information