Дагестанские заметки – 4
Продолжение путевых заметок по Дагестану журналиста Алины Тищенко.
Горный серпантин, Белые журавли и ворота Шамиля.
Подкрепив накануне здоровье контрастным купанием, а дух – избербашским коньяком, наутро я была полна сил и держала путь в горы – в селение Гуниб. В 8:00 я уже сидела в маршрутке, неспешно заполнявшейся пассажирами. Дело в том, что маршрутки в Дагестане ходят не по расписанию, а по мере наполнения.
Люди, следовавшие в селение, с трудом втискивали в микроавтобус множество сумок и пакетов – везли из столицы домой всякую всячину. Только я, кроме своего любопытства, ничего не везла.
Нам предстояло преодолеть 150 километров по горным дорогам.

Наконец мы стартовали с автовокзала. Автомобиль взял курс в гору Тарки-тау, возвышающуюся над столицей Дагестана.
Я сразу прилипла к окну – внизу уменьшалась Махачкала. Вскоре она скрылась из виду, но я не переставала глядеть в окно.
Крутые повороты серпантина и подъемы под 45 градусов держали меня в адреналиновом тонусе, а невероятной красоты окрестные пейзажи приводили в эмоциональный экстаз.

Через час мы въехали в горный тоннель - самый длинный на территории России, его протяженность 4,3 километра.
Гимринский автодорожный тоннель соединяет город Буйнакск и село Гимры, обеспечивая наиболее короткую и не зависящую от погодных условий транспортную связь центральной части Дагестана с горными районами республики.
Один из моих попутчиков рассказал, что тоннель известен не только благодаря своей длине, но и как долгострой. Прокладка тоннеля была начата в конце 1979 года, а окончательная сдача в эксплуатацию произошла только в октябре 2012-го. Сметная стоимость строительства составила около десяти миллиардов рублей.

Сейчас это современная автомагистраль с отличным дорожным покрытием и освещением. Внутри есть даже собственная сейсмическая лаборатория. Пропускная способность тоннеля – около 4000 автомобилей в час.
Еще через час мы сделали санитарную остановку, и это очень гуманно, учитывая, что время в пути до Гуниба - три с лишним часа.
Я радостно покурила, восхитилась высоченными горами, улыбнулась, прочитав рекламные надписи и впервые в жизни увидела блок-пост.


Мой маршруточный попутчик (оказавшийся экс главой Гуниба), увидев мое изумление, объяснил, что этот пост установлен на повороте в село, где живут «плохие исламисты».
На всякий случай, для профилактики каких-либо беспорядков.
Проверяют документы водителей и содержимое машин, словом, стоят на страже безопасности в этом районе.

Вообще на дагестанских дорогах все сотрудники ДПС дежурят в компании с крепкими парнями в бронежилетах и с автоматами.
Сначала это настораживает, а потом наоборот – придает спокойствия.

Вскоре я уже стояла на главной и единственной площади горного селения Гуниб, оглядываясь вокруг и пытаясь понять в какую сторону двигаться. Наконец я подняла голову и увидела одну из целей моего приезда.
Рядом с площадью в небольшом парке Победы в 1986 году установлен памятник «Белые журавли».
27-метровая стела появилась здесь по инициативе Расула Гамзатова – автора песни «Журавли».
«Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей…»

Это первый памятник «Белым журавлям».
Сейчас же в разных городах России и за рубежом создано более тридцати монументов по мотивам произведения дагестанского поэта.
В парке есть смотровая площадка, с которой открываются восхитительные виды.

Я впечатлилась, но хотела большего, для этого отправилась ко второй цели своего визита – в верхнюю часть Гуниба. Чтобы увидеть еще более завораживающие красоты, мне нужно было подняться примерно на два километра в гору по крутейшему серпантину.
А что делать, красота требует жертв!
И я пошла.


Кроме коров, я не встретила на своем пути ни одного пешехода, да и те уже находились и сладко дремали.
Посему могла вдоволь насладиться оглушительной тишиной и природными шедеврами!


Так я дошла до ворот Шамиля, названных так в честь предводителя кавказских горцев Имама Шамиля.
Здесь, в Гунибе, в 1859 году была окончена Кавказская война.
Шамиль со своими приверженцами был осаждён и после долгих переговоров сдался.

От Шамилёвских ворот вверх уходит крепостная стена, я взглянула на нее и решила дальше не подниматься.
Нужно было спускаться вниз, чтобы понять, когда же отправляется последняя маршрутка в Махачкалу.

Щас поедем!
Готовясь к поездке, в многочисленных отзывах о Гунибе я неоднократно читала, что последняя маршрутка в Махачкалу уходит после обеда, но, во сколько именно, нигде не было сказано.
Обойдя площадь, я увидела одиноко стоящий микроавтобус без каких-либо опознавательных знаков.
- Вы случайно не в столицу едете? - спросила я у водителя.
- Да, в Махачкалу.
- А скоро поедем?
- Вы садитесь, - пригласил водитель, - щас народ наберется, и поедем.
Я разместилась на переднем сиденье пустой маршрутки. Было два часа дня. Через полчаса ко мне присоединились двое. Они, в свою очередь, поинтересовались временем отправления.
- Да щас уже поедем, – водитель был немногословен.
Еще через час маршрутка была полна пассажиров, проезд всеми оплачен, двигатель заведен. Ну, думала я, шас поедем! Но тут водитель вдруг выскочил из машины и стал с особым старанием протирать машину, притом, что она была абсолютно чистая.
Стекла, зеркала, капот, дверцы он тер неторопливо, с особой любовью к своему четырехколесному другу! Подумаешь, еще каких-то полчаса, после полутора часов ожидания! Ничего-ничего, думала я, щас поедем! И вообще, может это ритуал такой перед дальней дорогой!
Наконец, в 16:00 чистолюбивый водитель освободился от тряпки и занял свое место. Машина тронулась с места.
Но выехать из небольшого сельца сразу не удалось.
Водитель то и дело останавливался, выбегал из машины, с кем-то здоровался, беседовал, выносил из авто какие-то пакеты и приносил новые.
На окраине селения он выскочил и скрылся за дверями магазинчика. Я вздохнула и прикрыла глаза. Через минуту дверца автомобиля хлопнула, а у меня в руках оказалась огромная горячая лепешка с сыром.
- Проголодалась, небось, - улыбнулся водитель и дал газу.
И мы поехали. Очень быстро!

Вот и наверстаем потерянное время, успокаивала я себя и начала облегченно выдыхать. Но не успела…
Оказалось, наш водитель имел страсть не только к чистоте, но и к телефонным переговорам!
Скоростная езда, как уже говорилось, - конек всех кавказцев. Гонки по горным дорогам под силу лишь настоящим джигитам!
Наш водитель был МЕГАджигитом – он гнал по серпантину в темноте, непрерывно разговаривая по мобильнику. В одной руке у него был телефон, другой он придерживал руль. Разговоры были очень эмоциональные, и в моменты накала страстей он взмахивал второй рукой.
Вот она, птица-тройка!
Кто любит пощекотать нервы, рекомендую! Никакие забугорные аттракционы не сравнятся с этими гонками!
Он делал очень много очень эмоциональных телефонных звонков, сосчитать их не представлялось возможным.
Я не понимала дагестанского наречия, но в каждом диалоге слышала два знакомых мне слова: ПЕЧКА и УПАКОВКА. «Что бы это значило?» - пыталась сообразить я, задерживая дыхание при каждом взмахе рук. Сообразительность отказывала! Тогда я дрожащим голосом спросила у юноши, сидящего рядом со мной: «Что-то случилось?» Он ответил коротко: «Украли». Ну что за люди такие, взяли и украли ПЕЧКУ, видимо, новую, в УПАКОВКЕ, а человек вона как распереживался!
Последним испытанием для моей психики в этом экстремальном путешествии стал Гимринский тоннель.
Когда на огромной скорости наш гонщик в очередном катарсисе воздел руки к небесам и пошел на обгон, я зажмурилась и сделала невозможное в мусульманской обществе. Наплевав на все и всех, я достала фляжку с коньяком и сделала большой глоток! Стало легче. Но полегчало, только когда машина остановилась на автовокзале Махачкалы, и я, буквально выпав из маршрутки, ощутила под ногами недвижимую землю.

(продолжение следует)
Journal information
- Current price100 LJ Tokens
- Social capital2 627
- Friends of
- Duration24 hours
- Minimal stake100 LJT
- View all available promo
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →