irina_sbor (irina_sbor) wrote,
irina_sbor
irina_sbor

Здесь были Ира и Аля. Грузия. День третий.

День третий мы посвятили Тбилиси. Как же не пройтись по проспекту Руставели? По главной и самой парадной улице в столице Грузии?  Все порядочные люди должны прогуляться по Руставели. Хоть один раз. И мы пошли. Путь к проспекту лежал по улочкам старого Тбилиси. Мимо таких, например, массовых скоплений электросчётчиков.




А первый  вопль восхищения я посвящаю тбилисским платанам. Они, по-моему, символ города. Символ стойкости. Символ устойчивости при любых погодных и политических катаклизмах.  Символ большой  мудрости.
Я бы так сказала.
Правда, я сама не поняла, что написала, но красиво получилось. Потому что это необыкновенно мощное и величавое дерево!
Проходят  года, столетия, гремят революции, правители-президенты входят и выходят, а платаны спокойно обнимают небо мощными ветвями и снисходительно взирают со своей высоты на забавную человечью возню…
Так будет, я надеюсь вечно. Хотя, говорят, что от платанов много мусора и некоторые горожане даже предлагают от них избавиться, но надеюсь, люди разумные простят великанам эти мелкие слабости и оставят их  полноправными хозяевами тбилисских улиц.




Мы миновали Филармонию – огромаднейшее современное здание из стекла и бетона, открытое после значительной реконструкции в 2009 г. Многочисленные афиши как бы говорили – музыкальная жизнь Тбилиси бурлит! Филармония почти гармонично вписалась в просторы небольшой по размерам площади Свободы. Именно на ней проходят демонстрации и митинги трудящихся.
Посреди  стоит колонна с «подозрительно небольшим золоченым Святым Георгием работы Зураба Церетели» (цитата из Интернета) И впрямь подозрительно небольшим, особенно когда московского Петра Первого вспомнишь…Но видно Св. Георгия отовсюду, что позволяет хорошо ориентироваться на местности.
Затем мы дошли до площади Революции роз. 10 лет назад она получила это звонкое название, пребывая до этого просто площадью Республики.





В 2011 году на площади была установлена гигантская металлическая скульптура в виде двухколёсного велосипеда длиной восемь метров и высотой четыре метра, с двумя рулями с обеих сторон. Автор — известный французский художник и архитектор Жан Дюпа.
По всей вероятности двухрульный велосипед по задумке художника символизировал собой нечто революционное и не побоюсь этого слова – демократичное…
Однако смысла в этом гигантизме  мы не увидели. Но фото  сделали.





Мы шли по проспекту Руставели, и я вспоминала его по открыткам из детства.
В советском Тбилиси проспект часто фотографировали. И было за что! Он и сейчас выглядит величественно, со следами былой красоты, как говорится…
Я думаю, со временем здесь будет просто великолепно. Прекрасные здания, много цветов, в отличие от остальных районов Тбилиси.
 Огромное впечатление произвел на нас Оперный театр, его недавно отреставрировали и он выглядит аж… как-то сказочно, как фрагмент декорации какой-то….
На фасаде театра - огромный баннер с портретом П. И. Чайковского. Увидеть его было очень приятно!
Малые архитектурные формы на тротуаре в виде загадошных фигур неизвестных человеков несколько поражали взор простого обывателя.
Не всякий проходящий мимо обыватель разгадает сверхзадачу автора этих персонажей тротуарной жизни, не всякий поймет – кто это? И зачем это?




С проспекта Руставели мы свернули в сторону Куры и окунулись в густую зелень  парка 9 апреля.
В 1859 г. на этом месте был разбит первый в Тбилиси общественный сад, который назывался "Александровский". После событий 9 апреля 1989 года парк переименовали в цифру…
Сегодня это одно из красивейших мест Тбилиси. Чистые, вымощенные плиткой дорожки, везде скамеечки…Бюст Анатолия Собчака опять же…
Вот памятник Гоголю 1904 года рождения сперли в лихие 90-е. А Собчака поставили.

Пройдя парк, мы уж было направились бодро дальше, но тут увидела я волшебную надпись «Антиквариат» и бо-о-о-о-ольшой развал с книгами перед ним. Короче…я пропала.
Я-то по серости своей  не знала, что мы стоим на подступах к знаменитой барахолке «Сухой мост» и, припав к дореволюционным изданиям русских классиков, не могла оторваться. Глаза мои разъехались по сторонам, ибо я не знала, что выбрать. Все книги были великолепны, в отличном состоянии и стоили копейки.
Господи, как бедно живут люди в Грузии!
Из антикварной лавки я выползла, прижимая к груди полное собрание сочинений Гоголя в одном томе, 1910 года рождения, издание товарищества Вольфа.
Шикарная книга. 32 отдельные картины художника Табурина, хорошее состояние … но тяжелая….очень тяжелая…2 кг…я потом дома на весы её …
Но в тот восторженный момент я как-то по-молодецки закинула собрание сочинений в сумку  и бодро зашагала дальше.
Антикварный Гоголь за тысячу рублёв – это хорошая добыча. А своя добыча плечо не тянет!

По собственно блошиному рынку я прошмыгнула как лошадь в шорах – не глядя по сторонам. Изобилие было полнейшее, в основном винтаж, изделия СССР в полном ассортименте. Такого количества милого моему сердцу барахла я не видела никогда. Хотелось купить почти всё. Поэтому я не смотрела почти ни на что. А то, на что я всё-таки смотрела, я проскакивала быстро-быстро….
Пройдя с полузакрытыми глазами  блошиный рынок, мы прогулялись вдоль Куры  до знаменитого Театра марионеток Резо Габриадзе.




6 ноября 2010 г. после реконструкции под звуки духового оркестра Театр вновь открыл двери, и глазам почтеннейшей публики предстала башня с часами, которую построил сам Реваз Леванович.
Идея построить башню пришла Резо Габриадзе несколько лет назад, ведь "… у каждого города должна быть своя башня с часами".
Рядом с подлинным шедевром — уникальной базиликой Анчисхати (VI в.), Габриадзе сконструировал из тысячи мелочей уникальный архитектурный объект, который не только не нарушил, но, напротив, дополнил пейзаж старой тбилисской улицы.
Резо Габриадзе вспоминал: " Мы строили, как в старину - собирали камни, кирпичи, некоторым по 200 – 300 лет. Как разрушается дом – так мы появляемся. В этом участвовал весь театр. Сочетание камня и кирпича дает тёплую розоватость. И четыре года приставляли один камень к другому, потому что камни должны соединяться как люди — по любви, конфликтуя или обнимаясь. Но, так или иначе, в этом должна быть жизнь."
Каждый час открывается дверка под крышей. Играет музыка. Выходит златокрылый ангел, стучит молоточком в колокольчик и уходит..





.
Признаюсь честно – это я сейчас такая умная, сижу дома, цитирую Интернет... А  тогда в Грузии, я ничего этого не знала, глазела на башню во все глаза в полной уверенности, что вижу перед собой памятник архитектуры если не 7 века то уж 17 какого-нибудь…
И ангел показался мне таким древним, таким трогательным в своей потускневшей позолоте…Хорошо, что я ничего этого  не знала и воспринимала все как предание старины глубокой
На крохотной площади около башни собрались, наверное, все иностранцы, приехавшие в Тбилиси.
Туристов было очень много, туристы улыбались, туристы задирали головы, бесконца щелкали фото и видео камерами!
И какие славные лица были у людей, когда из дверки выплывал золотокрылый ангел! Прямо, детский сад какой-то! Да и я оторваться не могла от чудного зрелища, от завораживающих движений золотой фигурки. Хотелось смотреть и смотреть…. Но ангел покорил моё сердце и быстро исчез…





Площадь перед театром, несмотря на безусловный грузинский колорит совершенно европейская, конечно. Множество кафешек, чисто, уютно, красиво. В какой-то момент по толпе туристов прошел взволнованный шепот:
- Сам Габриадзе, сам Габриадзе идет!
Люди вертели головами и, вероятно, кого-то видели. Мне похвастаться нечем – я не помню лицо великого режиссёра, и опознать его в толпе  не смогла. Но я верю – он ходил среди нас!




По чудесной аллейке, мы дошли до церкви Анчисхати – самого первого, самого древнего здания в Тбилиси.
Базилика Анчисхати (храм Рождества Девы Марии) является самым старым из сохранившихся до сегодняшних дней храмов города.
Меня ввела в ступор икона, которую я  часто видела в Грузии, но пристальное внимание на неё обратила именно в Анчисхати.
Плат Вероники.
В России я этой иконы не знала, поэтому увидев лик Христа, невероятно реалистичный, если не сказать больше, я, как это ни странно, ужаснулась.
Я несколько раз отходила от иконы и опять возвращалась к ней не в силах оторвать взгляд, хотя смотреть на неё мне было страшно.
А потом мы прогулялись мимо резиденции патриарха Илии. Очень красивая резиденция. Кстати, в результате моих маленьких опросов, я выяснила, что в Грузии очень любят своего патриарха. Люди говорили об этом спокойно и сердечно, без всякого  придыхания. И я видела в этом искреннюю любовь.


И вот мы увидели мост Мира, построенный по инициативе М. Саакашвили 5 лет назад.


Мост состоит из 156-метрового стального каркаса, покрытого стеклом.
Вся конструкция опирается на 4 мощные опоры.
Когда мы подошли к мосту, увидели как несколько рабочих, стоя на каркасе, усиленно трут и без того хрустальное стекло тряпками. После, э-э-э-э, немного пыльного Тбилиси, такое рвение мне показалось странным. Но, уж сверкать, так сверкать!


Архитектор моста – итальянец Микеле де Луки, дизайнер освещения – француз Филипп Мартино.
Красивый мост, ничего не скажешь. Необычный, нарядный, веселенький. Но выглядит абсолютно инородным. Тбилиси отдельно, мост Мира – отдельно. Словно какой-то великан выхватил этот чудный мост из волшебной сказочной страны и воткнул его в кварталы старого Тбилиси.

Как и эти две выхлопные трубы. Только трубы, в отличие от моста,  сами по себе безобразны. Они грубо разрушают гармонию старинного города, вносят странное недоумение…
Говорят, парижане не приняли Эйфелеву башню, считая, что она уродует город. Шли годы, и вдруг оказалось, что никто никого не уродует и всё стоит на своём месте. Интересно, какая судьба будет у этих труб?
По замыслам великих, в этих странных хвостах должны были разместиться концертный и выставочные залы. Однако, когда мы проходили мимо, территория вокруг была не благоустроена и следов деятельности человека мы не обнаружили. Так, два хвоста гигантских лежат себе среди старины грузинской и лежат. Отдыхают.




Парк Рике – еще одно детище Саакашвили –  мне очень понравился. В европейских традициях,  ничего вульгарного, грубого.





Парк молодой. Зелени пока мало, много всяких неожиданных загогулин. На одной из них мы отдохнули, полюбовались на простор.
Думается, что это будет красивое и любимое место отдыха горожан.




Следующая наша остановка – Цминда Самеба – Собор Святой Троицы –  главный кафедральный собор Грузинской православной церкви.
Он стоит  на холме св. Ильи и виден буквально отовсюду – так огромны его размеры.
Дорога к Храму идёт по  Авлабари, древнему району Тбилиси, где сотни лет стояли маленькие одноэтажные домики, где узкие, вымощенные камнем улочки, уходили круто к небу. Люди жили дружно, никуда не спешили…
Помните спектакль «Ханума»? Так вот, действие этой комедии А. Цагарели проходит как раз в Авлабари 19 века…
Это был центр армянской интеллигенции на территории Грузии.





Жили себе люди, жили, а потом – бабах! И Президентский Дворец. Бабах – и главный кафедральный собор. Это я к тому, что выросли эти великаны среди бедных крошечных домиков, которые в нашем 21 веке совсем уж покосились, скукожились.
Хибары и халупы Авлабари выглядели так вопиюще бедно, что мне даже не верилось, что там живут люди. Пока мы не зашли в этот магазинчик за водой и не увидели, что таки да – здесь живут люди.





А ведь буквально за спиной раскинулся вширь Дворец президента, перед глазами устремился ввысь кафедральный собор. А между ними – сплошные хижины дяди Тома.
Комплекс Цминда Самеба обнесен  высокой стеной, очень красивой и гармонично вписанной в пространство.





Поэтому я, подходя к воротам стены, ожидала увидеть небольшую площадь и собственно Собор на ней.
То, что предстало перед изумленными нашими взорами, ярко и точно выразила Алина одной фразой:
- Православный Тадж-Махал…какой-то…
Тадж-Махала я не видела, но думаю, Алина права.





Прямо перед нами раскинулась бескрайняя огромная площадь, идущая вверх огромной лестницей.
И лестница и площадь были таких нечеловеческих размеров, словно строились в стране  великанов. Гигантские фонари по бокам.
И все это великолепие венчает огромаднейший же храм….
Чувствуешь себя не просто козявкой – пылинкой на задворках божественного мироздания..
Громада собора давит, кажется, что я не иду, а ползу к Храму…
Уж и не знаю – нужно ли это Богу…
Вдали слышны были противные вскрикивания какой-то птицы.
- Это павлин, - сказала Алина.
Конечно! В такой красоте-то, что ли воробьи дурацкие должны по веткам прыгать и чирикать пошло? Только павлины и птицы райские.
Строительство нового собора было запланировано в 1989 году в ознаменование 2000-летия христианства. Конкурс на возведение храма выиграл  проект Арчила Миндиашвили. Высота верхнего храма составляет 68 м (без надкупольного креста, крест 7,5 м); протяжённость с востока на запад — 77 метров, с севера на юг — 65 метров; общая площадь — более 5 тысяч квадратных метров. Первое богослужение  было совершено 25 декабря 2002 года. Кроме собора на территории комплекса находятся колокольня, резиденция Патриарха, монастырь, семинария, академия, 9 часовен.

В самом Соборе было по-грузински демократично и скромно. Не очень богато. Мне так показалось. В сравнении с Храмом Христа Спасителя, например. В отличие от московского Храма  охранников я нигде не видела.
Но, по-моему, сближает эти два главных национальных собора – мрачная величавость и холодность. В одном роскошная, эффектная, в другом аскетичная, но холодность. Если Бог это любовь, то в этих соборах я Бога не видела.
Да и собственно, какая такая любовь? Символ есть? Есть!
Духовная скрепа, национальная кнопа – есть? Ещё как есть! Причём тут любовь?


.

Покинув райское место, мы окунулись в мир реальный и очень даже бедный. Вот такой самобытный цветник увидели мы на одном из перекрестков. У нас в России тоже в моде «я его слепила из того, что было», но посадить цветок в старый поношенный сапог еще не додумались.





Следующее место, которое мы непременно должны были посетить – это канатная дорога.
Я, конечно, согласилась, хотя трусливо надеялась, что Алина откажется от поездки на этом ненадежном транспортном средстве.
Я опять очень трусила, хотя даже и не знала тогда, что и на канатке была авария с человеческими жертвами. Я паниковала и пыталась тихонько попискивать, но мой верный друг и товарищ был непоколебим! И мы поехали.
У канатной дороги Тбилиси долгая и трагичная история. После аварии 1990 г. её закрыли, и работать она начала только 2012 году.
Дорога связывает со старым городом Тбилиси средневековую крепость Нарикала.





На смотровой площадке мы полюбовались крепостью, которая, по-моему, ночью с подсветкой выглядит гораздо зрелищней! В темноте крепость, освещённая мощными прожекторами, приобретает совершенно фантастический вид, ни с чем несравнимый. Потрясающее зрелище, его надо видеть!

Услышав русскую речь, к нам подошёл молодой человек, казах, путешествующий на автомобиле из Казахстана в Европу. Совершенно ненавязчиво обменялись радостными впечатлениями от наших путешествий, о чём-то поболтали.
Такая, блин, дружба народов.
Я со своей ностальгией по Союзу тихонько радовалась, что границы границами, политика политикой, а мы встречаемся друг с другом и ничего кроме радости от встречи и знакомства не испытываем.
Многое в таких путешествиях и встречах переосмысливаешь, многое кажется мелким, глупым. Хотя я всегда была уверена – нет плохих наций, есть плохие люди. Поэтому, наверное, я люблю всех и мечтаю побывать везде.
Всё-таки удивительные ощущения испытывает человек, стоящий на вершине….да хоть чего!
Легкое опьянение, потуги на мудрое, вечное и глубокое, опять же  удовольствие смотреть свысока вниз…К чему это я?

Вниз с Сололакского хребта мы пошли пешком, потому что Алина решила показать великолепные виды на Ботанический сад и серные бани.
Однако я, чувствуя за спиной тяжелую мудрость всех произведений Гоголя и 32 отдельных картин художника Табурина,   стала ныть, скулить, и просить, чтобы меня бросили и пристрелили тут же…
По-моему, я очень кое-кому надоела…Алина, прости, друг!
Но все-таки я дошла! Ползла с горы и восхищалась мастерством тбилисских автомобилистов, лихо взлетающих на авто почти перпендикулярно вверх или со свистом летящих вниз. Вот уж виртуозы крутых дорог!





Вот так я уходилась по улочкам Тбилиси!
Ботанический сад, серные бани и несколько древних храмов проплыли мимо, так как осматривать их уже не было никаких сил. Забрели, правда, на выставку картин художников-эмигрантов. Перепутали с кафе.
Живопись я всё-таки посмотрела. Уж очень вежливыми и назойливыми были сотрудницы этого заведения. А  картины были очень умные и тёмные. Я ничего в них не поняла, о чём по-честному сообщила сопровождающей девушке и спросила её:
- Почему, как вы думаете, такие тёмные краски? Ведь Грузия – страна солнца, да и грузины – веселые люди…Может быть, потому что художники в эмиграции и так тоскуют, так тоскуют…
Девушка радостно со мной согласилась, по-моему, она соглашалась со всем, что болтали посетители.





Ну и вот. А мы с Алиной нашли спокойную кафешку с национальной кухней, поели, отдохнули и отправились домой собирать пожитки.
Потому что рано утром мы улетали домой, в Санкт-Петербург.
Потому что наше путешествие в Тбилиси закончилось.
Было грустно.
Хотя, с другой стороны – у нас появилось ещё одно место, куда мы будем стремиться приехать снова и снова!
Tags: #Грузия, #Тбилиси, Грузия, Тбилиси
Subscribe
promo irina_sbor january 18, 21:37 56
Buy for 10 tokens
В творчестве Васи Ложкина женский вопрос есть. Его не может не быть! С кем вы, женщины в России, как бы спрашивает Вася, кто вас в бой ведёт? Кто под красным знаменем раненый идёт? Да и никто не ведёт. Размечтались.... Женщина сама кого хочет схватит и куда надо уведёт. Вася Ложкин.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments