irina_sbor (irina_sbor) wrote,
irina_sbor
irina_sbor

О разговорах умных, мозги тренирующих.

Вчера была в гостях у друзей.
И вообразите – со свистом и наслаждением упала в полемику!
С Владимиром, молодым человеком 21 года, студентом юрфака.




Всегда была убеждена, что человеку необходимо учиться хорошо и правильно говорить. Ораторское искусство развивает ум, логическое мышление, быструю реакцию.
Но, увы и ах, не все граждане  мои убеждения разделяют, поэтому  говорить приходиться в основном на темы бытовые, не требующие работы мозга. Я вообще научилась поддерживать разговор односложными одобряющими звуками, типа, ага-ага, вот-вот, да-да.
И вот вчера мне представился редкий случай интенсивно пошевелить мозгами!
Для разминки мы с Владимиром обсудили роман Булгакова «Мастер и Маргарита» в контексте борьбы сил добра и зла,  учитывая загадочную роль жены писателя Елены Сергеевны.
Небрежно обменявшись мнением по этому вопросу мы схлестнулись в оценке образа Иешуа.
Здесь необходимо отметить, что Владимир – агрессивный атеист, что в его возрасте, наверно, простительно. А я знаю, что Бог есть и Владимир знает, что я это знаю…
Поэтому бились мы не на жизнь, а на смерть.
Причём, я утверждала, что образ Иешуа прописан слабо, а мой оппонент, не ожидая такого поворота, вынужден был отстаивать противоположную точку зрения.
Потом мы перешли к месту и роли христианства  в истории развития  человечества.
Скажу честно, мне было очень тяжело спорить с молодым, быстро думающим и ещё более быстро говорящим человеком, аргументированно отстаивающим  свою позицию.
Местами я  глубокомысленно попивала коньяк, медленно заедая фруктами, чтобы оттянуть время, обдумать ответ и не потерять лицо!
Мой обленившийся ум вскипал так, что я вынуждена была очень часто попивать и заедать!
Всё закончилось благополучно.
Как всегда победила дружба.
Я получила хорошую  встряску мозгов и речевого аппарата.
Что получил мой оппонент – не известно.
Однако лицо его было довольное,  и мы договорились периодически вместе впадать. В полемику.



В связи с этим вспоминается исключительный по красоте и глубине мысли случай из моей преподавательской деятельности.
Я принимала экзамен по «Управлению общественными отношениями» у заочников 4 курса.
С группой этой никогда не работала, поэтому студентов видела первый раз.
На экзамене я всегда разрешала открыто пользоваться всеми помогающими средствами – конспектами, планшетами, интернетами, телефонами. Потому что они всё равно будут списывать и выглядит это, особенно для взрослых заочников, как-то уничижительно…

Он подошёл ко мне отвечать самый последний. Весьма представительный мужчина в самом расцвете 30 лет.
Положил билет и, запинаясь почти на каждом предложении, стал зачитывать ответ, тупо переписанный из интернета.
Тема была очень интересная, что-то о персональном имидже политического лидера. Я быстро его прервала:
- Хорошо, это вы  списали, а значит, всё-таки над вопросом поработали. А теперь, используя конкретный пример, вы расскажите о персональном имидже конкретного политического деятеля. Не важно какого. Кто вам нравится больше всего.

Ни один мускул на лице студента не дрогнул. Но за внешним бесстрастием я уловила лихорадочную мозговую деятельность.  Она была бесплодна – студент молчал.

 - Хорошо. Давайте по порядку. Скажите, кто из политических деятелей вам нравится?
Молчание.
- Так. Понятно. А скажите, кого из политических деятелей нашей страны вы знаете?
Молчание.
- Ну, хоть кого-то из руководителей нашей страны вы знаете?
Глаза студента радостно сверкнули.
- Знаю. Путина.
Я судорожно перевела дух и взбодрилась.
- Вот, прекрасно, очень хороший пример, просто замечательный. Вам Путин нравится?
Студент обиженно буркнул:
- Конечно!
- А как вы считаете, каков персональный имидж нашего президента? Из чего он складывается?
Я задала эти вопросы и сама испугалась.
Студент явственно впал в такой ступор, что спроси я его собственную фамилию, имя, отчество, он же не ответит!
- Хорошо, хорошо. А скажите мне, пожалуйста, вот вам, как россиянину, как гражданину России то есть, чем нравится президент страны?
Молчание.
- Что-то вам нравится в президенте – его внешний вид, его манера говорить, его поступки?
Молчание.
Замолчала и я.
И вдруг.
- Мне нравится, как наш президент  опускается на морское дно и с птицами в небе летает.
Клянусь, это было сказано серьёзно, без тени иронии или усмешки. Было видно, что составить такое сложное предложение студенту стоило героических усилий.

Я открыла зачётку. Там стояли одни тройки. Я поставила «удовлетворительно», рассудив, что  никакие двойки не научат этого студента выражать голосом свои мысли.
Но для очистки совести, отдавая зачётную книжку, я решила напутствовать студента в жизнь.
- Вы знаете, я хочу обратить ваше внимание на то, что вам необходимо развивать свою речь. Вы будущий управленец, вам придётся работать с людьми, разговаривать, выдавать задания и требовать исполнения. Не умея говорить, работать будет очень сложно.
Мужчина преданно смотрел на меня, и по его глазам я видела – он меня понимает и даже со мной согласен.
- Вот вы на работе со своими коллегами разговариваете?
Молчание.
- А где вы работаете, если не секрет?
- В ритуальных услугах.
Лицо студента ничего выражало.
Дык, кроме покойников у вас же там и живые люди бывают! - захотелось мне заорать и стукнуть его по голове экзаменационными билетами. Но я сдержалась.
- Ну, хорошо, в ритуальных услугах. Так ведь к вам приходят люди какие-то… родственники…  С ними же говорить надо…
- Я в охране работаю.
- И что, вы с коллегами охранниками не разговариваете?
- Почти. А зачем?
………………………………………………………………
Я потом у старосты группы поинтересовалась:
- А на других предметах он тоже так себя ведет?
- Да на всех. Не обращайте внимания, он всегда такой.
…………………………………………………………………..
Мы встретились через полгода на летней сессии. Студент «всегда такой» взял билет и молча сел за последнюю парту.
Когда все сдали экзамен и вышли из аудитории, он подошёл к моему столу и положил мне перед глазами:
- букет цветов,
- экзаменационный билет,
- зачётную книжку, открытую на нужной странице.
Молча.
Его бесстрастное лицо выражало…да ничего оно не выражало!
Я взяла зачётку, написала «удовлетворительно», расписалась и пожелала студенту счастливого пути.
Он попробовал улыбнуться и  вышел.
Молча.
А мне до сих пор стыдно.
Вот такие, как я, обесчестили высшее образование России....



В тексте использованы   фотографии  с лицами лучших бывших студентов нашего бывшего филиала.
Автор фото - Ф. Н. Подымака.


Tags: #игры разума, игры разума
Subscribe

Posts from This Journal “игры разума” Tag

  • Не вдруг подумалось

    Недавно у нас с коллегой состоялся разговор. За жизнь. Я выразила сожаление, что мне приходится жить свой краткий земной век именно в эту эпоху…

  • Эмпатия

    Вернуться к теме эмпатии меня подтолкнул бывший коллега, а теперь хороший друг, Николай Алексеевич. С Николаем Алексеевичем мы познакомились в…

  • Особый взлёт свободной мысли

    Особый взлёт свободной мысли (по образному выражению писателя Пелевина) случился со мной сегодня. Да, в момент, когда я шла на работу по улице…

promo irina_sbor march 3, 22:09 20
Buy for 10 tokens
Первое, что я увидела в открытую дверь нашего номера - рояль. Большой. Коричневого цвета. - Что это? – тупо спросила я у администратора отеля, словно не знала, что это рояль. Администратор ласково улыбнулась и зашла с нами в номер. И тут я увидела огромную двуспальную кровать, которая на две…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments