Мы распрощались с роялем, с отелем и пошли окультуриваться дальше.
На выставку картин Айвазовского.
У канала Грибоедова стояла очередь. Вот уже несколько месяцев тысячи петербуржцев и гостей города стремятся в корпус Бенуа припасть к прекрасному. И мы решили припасть. Отстояв по-честному длиннющую очередь.

150 картин.
Это много. Очень много.
Хотя очень хочется!
И это будет тоже полезно!
Полезно пусть даже стремительно и бодро, но побывать в энергетическом пространстве этих огромных, монументальных полотен.

В одном – слава русского морского флота, батальные сцены, парусники, пушки, взрывы....
Как представишь, на какой высоте они стояли, приветствуя государя императора российского – страшно становится!


Много томных, тёплых, романтических видов Константинополя.
«Волна», «Девятый вал» и … название третьей картины я благополучно забыла, но помню, что воды в ней столько же много, как на первых!

Хочется стоять и чувствовать со всех сторон сокрушающую силу водной стихии. Страшную, безжалостную, оглушительную…Хочется стоять и бояться и восторгаться…
....люди мешают, да… много людей.
Они стоят, они вертят головами, машут телефонами, суетятся.

В одиночестве… в тишине…в потрясении…в полумраке…
Полотна Айвазовского излучают собственный свет.
В этом я убедилась перед картиной «Сотворение мира».
Белое облако в форме головы Создателя сфотографировать невозможно…
Это светлое пятно на тёмном полотне сияет в буквальном смысле.
Я даже долго крутила головой, пытаясь понять, откуда на картину падает электрическая подсветка.
Ниоткуда.
От мастерства гениального художника.

Говорят, что Айвазовский - сакральный художник.
За свою долгую жизнь он написал 600 картин.
На библейские сюжеты картин немного, но каждая из них заставляет человека надолго задержать взгляд.
Вот малоизвестное полотно «Гибель корабля “Лефорт”» из собрания Центрального военно-морского музея.
"Картина долгое время считалась утраченной, авторская принадлежность работы была подтверждена специалистами только в 1990-х годах.
Эта работа носит особый, мистический характер: вереницы душ праведников, погибших при крушении «Лефорта», поднимаются на небеса, где их встречает Иисус Христос, грешники же не в силах оторваться от морского дна.
Именно внезапность разразившейся трагедии, отправившей на тот свет без покаяния экипаж корабля, послужила импульсом для такого творческого решения.
Одна из крупнейших катастроф эпохи парусного флота произвела огромное впечатление на современников, получила общенациональный резонанс.
10 сентября 1857 года во время шторма в Балтийском море развалился на части и мгновенно пошел ко дну 64-пушечный линейный корабль «Лефорт».
Корабль направлялся из Ревеля на зимовку в Кронштадт.
Погибли все, кто находился на военном корабле — 841 человек, в том числе 53 женщины и 17 детей.
Специальная комиссия определила причину крушения: шпунтовые доски обшивки отошли, корабль дал течь и утонул.
В начале XX века в память жертв катастрофы были установлены мемориальные доски из черного мрамора в Морском соборе в Кронштадте.
Имена моряков «Лефорта» и членов их семей оказались на стенах галереи собора славы русского флота рядом с именами героев, погибших в морских сражениях»

На выставке много людей.
Хоть и пытаются очередь на входе регулировать, но пускают в залы, на мой взгляд, гораздо больше людей, чем эти выставочные пространства могут вместить.
Много детей.
Они сбиваются в любопытные стайки прямо на полу и внимательно слушают экскурсоводов.
Экскурсоводы поражают не только интересными завлекательными текстами (я послушала), но и весьма завлекательными позами (я наблюдала!).
Как эта юная леди умудрилась довольно долго полустоять на коленке, рссказывая ребятам о картине – я так и не поняла!

Да, мы посмотрели все 150 картин выставки, и вышли ...
...до макушки головы наполненные морской стихией Ивана Константиновича Айвазовского.
Journal information